Учителями славится Россия

18Трудно найти профессию, более заслуживающую признательности, чем профессия учителя. Результаты его педагогического труда живут в бесконечно вариативной благодарной памяти учеников, в их трудовой и общественной деятельности, в их ценностных установках поведения. По большому счету, труд учителя бессмертен в делах и мыслях учеников. Отсюда и его величие, и его огромная ответственность за настоящее и будущее и конкретного человека, и страны в целом.

Педагогическое краеведение – значимая часть той цепочки, которая называется связью времен. Авторы этих строк считают своим долгом напомнить нашим читателям о человеке, Учителе, которого хорошо знали: один – как его ученик, вторая – как начинающий педагог, преподаватель русского языка и литературы в средней школе №6.

В 40–70-е годы прошлого века и в Калинине, и в области, и даже за ее пределами было широко известно имя Николая Николаевича Лулакова – авторитетнейшего преподавателя литературы в старших классах средней школы и не только. Был он школьным учителем и замечательным завучем мужской средней школы №6 (40–50-е годы), литературным критиком, членом городской писательской организации, общества «Знание», методистом-наставником для учителей города и области при областном институте усовершенствования учителей.

Николай Николаевич родился в 1909 году. В первые годы советской власти женское коммерческое училище, открытое в 1905 году в Твери, одно из лучших учебных заведений того времени, было переформировано в Единую трудовую школу №24, куда пришли учиться девочки и мальчики с тверских окраин. В числе первых ее учеников были Борис Полевой, его соседом по парте – Николай Чамов, ставший позже фотокорреспондентом ТАСС. Одноклассником и другом для Чамова на долгие годы стал Николай Лулаков.

Все они очень тепло вспоминали свои школьные годы и мудрых учителей-наставников. В 1955 году, к 50-летию школы, Николай Николаевич Лулаков опубликовал свои воспоминания о родной школе в газете «Калининская правда» в заметке «Славные традиции».

Окончив школу, Николай Лулаков пошел работать на мелькомбинат. Как он сам однажды на традиционном вечере встречи с выпускниками школы сказал: «О профессии учителя никогда не помышлял». В то время, напомнил он, в масштабах страны была поставлена задача подготовки своих профессиональных кадров во всех отраслях жизни, в том числе и в необходимости укрепить школу молодыми грамотными учителями. Николай Николаевич был по разнарядке направлен в пединститут. Давнее увлечение литературой, чтением очень пригодилось в годы учебы.

После окончания пединститута пришел он работать в родную школу (уже №7) учителем русского языка и литературы. В конце 30-х годов стал ее завучем по учебно-воспитательной работе. С родной школой педагогический путь Николая Николаевича был связан до последних дней жизни. Война на несколько лет прерывала его активную работу в школе, но Учителем он был всегда. Как-то в разговоре с молодыми педагогами он обмолвился о том, что и на фронте никогда не расставался с книгами, каждую свободную минуту читал сам, читал для окружающих его солдат стихи Симонова, Твардовского, других поэтов-фронтовиков, статьи, очерки А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга и других военных корреспондентов.

Трижды был Николай Николаевич Лулаков тяжело ранен. В госпиталях тоже очень помогали ему книги, их чтение и коллективное обсуждение привлекали к нему внимание окружающих. За годы войны Николай Николаевич был награжден орденом «Красной звезды», тремя боевыми медалями.

18 Б.Полевой и Н

После демобилизации из армии, 4 ноября 1945 года, Лулаков вернулся в родную, теперь уже мужскую среднюю школу №6. Он был бессменным завучем все годы ее существования в качестве мужской «гвардейской», прекрасным учителем, авторитетом для ее воспитанников, послевоенных мальчишек, детей войны, которые знали все ее ужасы: бомбежки, бегство из родного города, голод, похоронки, борьбу с разрухой, жизнь в эвакуации, а некоторые и в оккупации.

Отдавая много сил улучшению учебно-воспитательной работы в школе, повышению методического мастерства учителей, он постоянно искал и находил много нового и интересного в общении и с учениками, и с учителями. Им были подготовлены и проведены многочисленные встречи с писателями-фронтовиками, в том числе с Б. Полевым, Э. Казакевичем и др. Часто проводились конференции-обсуждения по произведениям советской литературы.

На курсах повышения квалификации в ИУУ для учителей литературы Николай Николаевич выступал с серией методических сообщений, докладов по изучению творчества М. Шолохова, М. Горького, А. Толстого, А. Твардовского и др., по работе с учащимися по подготовке их к написанию сочинений на свободную тему, по связи образования школьного с практической жизнью. Он показывал на конкретных примерах, как проявляется личность ученика в сочинениях на свободные и полусвободные темы.

В 1950 году Николай Николаевич был награжден медалью «За трудовое отличие». В 1952 году Лулакову было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». В книге «Красная школа на Тьмаке», изданной к 110-летию гимназии №6 осенью 2015 года, помещено много воспоминаний о школе, в том числе и о Николае Николаевиче Лулакове.

 

Галина НИЛОВА, отличник
народного просвещения,
 краевед

Борис НИЛОВ, кандидат исторических наук, краевед

 

Андрей Дементьев:

«…Может быть, именно в те нелегкие годы научились мы преодолевать трудности, выработали в себе дисциплину труда и волю, которые так нужны в жизни?! И потом нас учили и воспитывали чудесные педагоги: Анна Николаевна Дмитриева, Николай Иванович Крылов, Николай Николаевич Лулаков, Мария Матвеевна Леонова, Виталий Яковлевич Панфилов, Лидия Васильевна Покровская, Арсений Дмитриевич Баранцев, Татьяна Ивановна Тимофеева, Нина Николаевна Павленко… Мы храним в сердце любовь и благодарность нашим дорогим учителям и нашей родной школе. И это навсегда!»

Именно им посвятил А. Дементьев свое замечательное стихотворение «Не смейте забывать учителей», где есть бессмертные строки:

«…Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей…»

 А Николаю Николаевичу Лулакову он посвятил и свое стихотворение «Сердце учителя».

 

Сердце учителя

(посвящается Н.Н. Лулакову)

Николай Николаевич, отдохните немного.

Вы устали, небось… Тридцать лет у доски.

Скольких вы проводили отсюда в дорогу.

Не от тех ли разлук побелели виски?

В нашем классе, как будто ничто не меняется.

И зимой, и весной на окошках листва.

Та же вас по утрам тишина дожидается.

Те же взгляды ребячьи…

И те же слова.

А прошло тридцать лет.

По цветению вешнему —

Годы шли – по осенним ветрам,

По снегам.

Но и ныне встречает вас юность по­прежнему.

Словно время стоит…

Только что оно вам?

Только что оно вам?

Вы же с будущим рядом.

Продолжается начатый в прошлом урок.

И ребятам опять задаете вы на дом,

Словно юность свою —

Строгость блоковских строк.

Вы хотите, – как с нами —

Понять и всмотреться

В души этих ребят, не забыв никого.

Никого вы из них не обходите сердцем.

А ведь сердце одно…

Пожалеть бы его.

Пожалеть?

Нет, уж вы не смогли бы иначе.

Все родные для вас.

Так о чем же тут речь?

Им без вашего сердца не будет удачи.

Потому не хотите вы сердце беречь.

 

Борис Михайлович Нилов, выпускник 1949 года, вспоминает:

«Мне очень повезло в школьные годы с преподавателями литературы в старших классах школы №6. В 8–9 классах классическую литературу XIX века вел у нас А.Д. Баранцев, непохожий ни на кого, со своеобразной «чудинкой», влюбленный в слово, литературу, краеведение.

А в 10 классе к нам пришел Николай Николаевич Лулаков, наш завуч, непререкаемый авторитет среди мальчишек мужской школы. Немногословный, требовательный, справедливый. На его уроках оживала поэзия А. Блока, В. Маяковского, А. Твардовского, ближе и понятнее становились герои А. Толстого, М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского и др. Мы чувствовали себя современниками Павки Корчагина, ответственными перед памятью Н. Островского и его современников за судьбу своей страны, за собственные поступки. Как-­то постепенно вырабатывалось сознание, что жизнь надо прожить так, чтобы не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Николай Николаевич ничего не навязывал, не читал нотаций. Он был очень требователен к знанию текстов.

Запомнились его глубокие по содержанию уроки­-лекции, когда мы ловили каждое слово, конспектировали, а потом еще раз прочитывали все его мысли дома. Интересными и очень ответственными были уроки­-обсуждения подготовленных докладов. Каждый докладчик должен был быть готовым ответить на вопросы соучеников, учителя, обязательно иметь свое обоснованное мнение. Запомнились уроки анализа-­разбора написанных в классе или дома сочинений. А он останавливался на каждой работе. Мы очень гордились, что на его публичные лекции-­обзоры по современной литературе, на другие темы, собирались ученики-­старшеклассники и учителя литературы из других школ города в залах библиотеки им. Горького, дома учителя, дома офицеров, в институте усовершенствования учителей. Он охотно и обстоятельно отвечал на многочисленные вопросы, делился своим опытом. И спустя годы после окончания школы мы были рады встречам с ним, дорожили его мнением».

 

Геннадий Арсеньевич Тюльпин, выпускник 1947 года, известный
авиаконструктор, долгие годы (с февраля 1975 г. до конца 80­х годов) был
директором завода Московского научно­производственного объединения «Союз»:

«Период учебы в «шестой гвардейской» оставил глубокий положительный след в моей жизни. С особой благодарностью вспоминаю учителей. Директором школы был Кузьминский Павел Николаевич, завуч – преподаватель химии Анна Николаевна Дмитриева. Мои любимые учителя – математичка Лидия Васильевна Покровская, легендарный Николай Николаевич Лулаков, …физик – Виталий Яковлевич Панфилов, по географии – Серафима Александровна Сербская, …потрясающая учительница немецкого языка Татьяна Ивановна, настоящим другом учеников был учитель рисования и черчения Петр Васильевич Буров – участник Великой Отечественной войны…»

 

 

Галина Марковна Нилова, преподаватель

русского языка и литературы в средней школе №6:

«Я давно пришла к выводу, что чем талантливее человек, тем охотнее, щедрее делится он своим опытом с другими. Таким человеком был Николай Николаевич и как учитель словесности, и как завуч школы, о чем я вскоре узнала на собственном примере.

А тогда… от одной мысли, что он придет ко мне на уроки, я места себе не находила. Некоторое время он, как мне казалось, вообще не обращал на меня никакого внимания. Я как­-то успокоилась, узнала своих учеников лучше, познакомилась с новыми коллегами.

И вот однажды, начав изучать тему «Имя существительное» в 5-­м классе, мы, прежде всего, выяснили, что все, что существует, имеет имя, вспомнили, что они уже знают об этом из начальной школы, записали это табличкой на доске. У нас тогда в пятом классе были сдвоенные часы русского языка (9 часов в неделю). В начале второго часа, играя в «молчанку», мы отправились в «путешествие» по школе для сбора имен существительных.

Каждый должен был запомнить побольше названий, слов, т.к. предстояло по возвращении в класс написать каждому небольшой рассказ «Школа во время урока», употребляя собранные имена существительные.

Мы прошли очень тихо по всей школе, а когда вернулись в класс, то обнаружили, что в пустом классе на последней парте сидит… Николай Николаевич. Я тогда подумала, что мне крепко достанется от него за эту «прогулку» во время урока.

Пока ребята усаживались за парты, решила, что ничего менять не буду, проведу урок так, как задумала. После небольшой беседы, моих ответов на ребячьи вопросы, приступили к работе над рассказами (на листочках). В конце урока Николай Николаевич молча подошел к столу и попросил разрешения взять листочки с ребячьими работами. С ними вышел из класса.

После уроков пошла к нему в кабинет, с тревогой ожидая разбора урока. А он ничего не стал разбирать. Спокойно спросил меня, что я собираюсь делать с именами существительными дальше, что начало оригинальное, что ребятам не было скучно, а главное, дал несколько советов на будущее, пообещав посещать все уроки при изучении этой темы. И он действительно приходил почти на каждый урок, часто беседовал со мной, ничего не навязывал. Через некоторое время я заметила, что сама стала его о многом спрашивать, просила приходить на урок. Мне уже было не страшно, а очень интересно.

Вскоре на очередном педсовете обстоятельно проанализировал мою работу и ее результаты, дал высокую оценку, похвалил за творческий подход. После педсовета многие ко мне подходили, поздравляли с «боевым крещением», желали успехов и дальше. Позже я узнала, что Николай Николаевич так работал с каждым молодым учителем и всячески поощрял самостоятельность, творческий поиск.

Неправда, когда говорят, что не было дороги творчеству в те времена. Очень многое зависело от администрации, от личности, от позиции самого учителя, умеющего отстаивать свою методику, а не живущего по принципу «Чего изволите?» В школе №6 бережно в те годы относились к молодым кадрам, помогали им.

На мой взгляд, это высшая оценка работы завуча, когда молодой учитель не боится его прихода, а сам приглашает к себе на урок».

Вот таким остался в бессмертной памяти учеников и коллег Учитель с большой буквы – Николай Николаевич Лулаков.

 
Статья прочитана 921 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru