Тайна русского предчувствия

22Обложка Песен былинной Руси«Песни былинной Руси» (Песни былинной Руси: сборник стихотворений участников творческого объединения «Струны души». – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. – 92 с.: ил.) – так называется коллективный сборник, который собрал под одной обложкой поэтические произведения участников творческого объединения «Струны души» – Алексис, Екатерины Магнолии, Елисаветы Покровской, Виктории Исаевой, Дианы Мун, Екатерины Поздняковой, Андрея Новосельцева, Валерия Ремизова и Владимира Селянкина. Его презентация состоится 22 апреля в Тверской областной библиотеке имени Горького в рамках всероссийского фестиваля в поддержку чтения «Библионочь 2016».

Почему в названии этой книги присутствует слово «песни»? Ошибутся те, кто свяжет их отличительную черту исключительно с исполнением куплетов под музыку. Да, многим стихам участников творческого объединения «Струны души» свойственна музыкальность. Однако жанр песни в русской поэзии по изначальной природе своей синтетичен, прежде всего, с точки зрения содержания, поскольку интегрирует лирику и эпос, рассуждение и переливы чувства, сюжет и рефлексию. «Песни былинной Руси» – искренние отклики разума и сердца, пронизанные влюбленностью во все многообразие зримого и мыслимого бытия, когда душа поэта в полном смысле поет…

Талантливая поэзия – почти всегда тайна… Она заключена в пространственных и временных путешествиях «размышляющей и чувствующей души» (Гегель), в непредсказуемости и внезапности колоритного рисунка привычной, даже чем-то примелькавшейся реальности, которая предстает такой, какой ее видит поэт: не обыденно-точной, подобно скучной постановочной фотографии, а индивидуально преображенной – то причудливо вылепленной, светлой, с бодрящей палитрой цветов и звуков, то в контрастном сплетении восторга и умиротворенности, то резко очерченной, тоскливой и мрачной. Впрочем, элегические, возвышенно-печальные ноты в книге изредка звучат, а вот стихотворений пессимистических, парализующих в человеке течение жизненной энергии, здесь нет. Зато есть немало тайн, рассыпанных как в самих лирических откровениях, так и между их строк…

Большинству поэтической молодежи обычно присущ нарочитый и оттого мертвый авангардизм формы, истово защищаемый в качестве оплота свободы творчества, а на деле – всего-навсего маскирующий боязнь настоящей, полнокровной, невыдуманной жизни, острый дефицит желания и готовности постигать ее сложности и противоречия. «Песни былинной Руси» – принципиально иная книга. Выбор поэтов «Струн души» сделан в пользу русского начала, русских корней, которые невозможно ничем извлечь из нашей духовной почвы.

Сегодня модно сочинять на тему любви к Отечеству, но в чем его органичная, а не показная суть? Для поэтов «Струн души» Россия – это и «Русь-красавица», распростертая «от заката на восток», с древним славянским прошлым – мудрым, красочным язычеством. И русский «медведь», которого «искусал зубами Запад», а он в ответ «выходит из берлоги» – уже сугубая современность, явленная в стиле рэп… И невидимый град Китеж, где «звоны стоят, // усилены волн перекатом стократ», и «бескрайний простор // С ароматом полыни – приятным и горьким».

Россия – волны морей и разнотравье лугов, дождь и солнце, призрачный неоновый рай городов и очарование романтических гор; милые, тонко и детально выписанные, гармоничные пейзажи разных времен года. И еще – одушевленный Космос, обнимающий нашу Землю…

Извилиста, прихотлива стезя познания феноменальности своей Родины, ее исторических глубин, радостей, свершений и болей. Каждый раздел, каждое стихотворение или поэтический цикл книги открывают особую ступень этого познания, иногда незавершенного, больше напоминающего предугадывание и предчувствие. Через приближение к тайнам России поэты открывают и себя, свое творческое предназначение, прозревают сцепку человека и Вселенной, находя неповторимый путь к ведомой цели.

Сразу же вызывает симпатию приверженность авторов сборника линии русской классики, точнее, обращение и новаторская переработка художественного опыта акмеизма и имажинизма, а также фольклорной поэтики. Все это вкупе с мировидением поэта XXI столетия, обладающего свободой поиска истины, могущей стать и для него лично, и для окружающих его людей (читателей) навигатором жизни. Отсюда – новая система знаний и представлений, воплощаемая в изысканной индивидуальной метафорике, сочных эпитетах, смелых сравнениях, которые свидетельствуют об уверенности в образном построении стиха и придают «Песням былинной Руси» эстетическое обаяние.

В книге преобладают медитативность, психологическая сосредоточен-ность на внутренних переживаниях, порою переданных известной символической тайнописью, полунамеками, полувопросами, онтологическими посылами. И в то же время поэты открыты читателю, побуждают его к сочувствованию, к со-раздумью; строки их искренни и эмоционально созидательны, ибо питаются удивительной максимой гениального Федора Тютчева: «В Россию можно только верить». Отказывая врагам России в тщетно лелеемой ими возможности «подобрать пароль» к нашему миру, мы вопреки кризисной лихорадке в экономике без страха смотрим на грозовые военные тучи, обложившие державу почти по всем границам. Вместе с укреплением стратегической ядерной защиты выковываем прочный щит национального мировоззрения, превращающего в монолит русскую этническую силу. И «Песни былинной Руси» уже стали ее хотя и малой, но неотторжимой частью.

Екатерина  ПОЗДНЯКОВА 22Позднякова

Поэт. Окончила факультет прикладной математики и кибернетики Тверского государственного университета. Победитель поэтического фестиваля «Неоновая муза» (2010) в номинации «Лучший поэт вуза» (ТвГУ), обладатель приза симпатии жюри конкурса «Пишу в Твери» (2011), финалист конкурса поэтов «Музыка слов» (2016). Печаталась в периодике, в том числе в журнале «Юность» и в альманахе «Бийский вестник» (Алтайский край).

* * *

На дороге, покрытой мурашками льда,

в предзакатных лучах

Начинается танец шаманский

морошковых отблесков.

Кроме нас, его некому здесь наблюдать,

все частоты молчат,

В тишине запиваем шампанским

заклятие поиска.

 

Белым волком поземка скользит у крыльца –

чует холод в тебе,

Хвойный лес прячет в сумерках

спящих драконов из прошлого,

Под сугробом они начинают мерцать –

это мини­Тибет,

Припорошенный свежей крупой,

снежным хлебом раскрошенным.

 

Пусть расплещутся брызги осколочных чар,

ты проснешься. Июнь!

Кофе рвется из треснутой джезвы,

все окна расстегнуты.

Ты не болен, очнись! И не нужно врача,

Ты действительно юн,

И петляет Катунь,

И за дверью лежит настоящая

terra incognita.

Наталья СМЕХАЧЕВА 22Смехачёва

Поэт, прозаик, автор четырех стихотворных сборников и книги рассказов. Окончила исторический факультет Тверского государственного университета. Публиковалась в альманахах, коллективных сборниках и газетно­-журнальной периодике Твери и Торжка. Живет и работает в г. Торжке Тверской области.

         ЛЕДОХОД

         1.

Красный цветок заката

Смял и отбросил вечер.

Влажной укутал ватой

Ив голубые плечи.

И удалившись, весел,

В шепоте льдин ленивом

Звездную гроздь повесил

Бережно над обрывом.

         2.

Черных артерий пламя

Лижет ладони окон.

Замершими садами

Катится лунный кокон.

Крепом ночным обвязан

Зыбкий багет пейзажа.

Серый откос измазан

Звездно­лимонной сажей.

         3.

Льдин голубые спины

В завтра уносят чаек.

Ночь золотым пингвином

Белый рассвет встречает.

Утреннее свеченье.

Хрупкий, стеклянный холод.

И над рекой – весенний

Светло­хрустальный город…

 

Владимир  ЮРИНОВ 22Юринов

Поэт, прозаик, бард, автор пяти стихотворных сборников, двух книг прозы и пяти CD­альбомов. Живет в г. Андреаполе Тверской области.

* * *

Висят над пожнями дожди…

С осознанной осенней грустью

Поймешь, что неотождествим

Их тихий стих с фанфарной Русью.

А вслед за шелестом листа –

Постылый постук голых прутьев,

И сквозь аорту пустота

Прольется в грудь продроглой ртутью.

И холода…

                        До той поры,

Когда, в полвздрога тронув сердце,

С горячим запахом коры

Однажды вынырнут из детства,

Разбередят, пройдут сквозь сны

И станут для тебя Россией

Те две заветные сосны,

Зеркально

                        Взвешенные

                                             Синью.

 

Александр БОЙНИКОВ

 
Статья прочитана 259 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Комментарии к записи "Тайна русского предчувствия"

Посмотреть последние комментарии
  1. почитал эту книжку. очень слабые тексты…

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53