«Диалог поколений» на тверской сцене

16Татьяна Сальникова вторая слева вырезать

В канун Дня защиты детей Тверская областная академическая филармония провела замечательный концерт «Диалог поколений». Это тот редкий случай, когда между отцами и детьми не было никаких разногласий. Сплошной музыкальный консенсус.

Сразу скажу, что слово «замечательный»  – это не дежурная любезность в адрес тех, кто выступал и организовывал концерт. Посетив сие музыкальное действо, я отметил для себя как минимум три значимых факта. Во-первых, хорошая погода и параллельное выступление в этот же день Дмитрия Маликова никак не отразились на количестве зрителей! Зал был полон, хотя собрать людей на концерт классической музыки, когда в городе выступает звезда, весьма сложно. Во-вторых, поразила сама публика. Своим составом. От совсем маленьких детей до людей преклонного возраста, причем всех поровну. И что любопытно: даже самые маленькие зрители не капризничали, а вполне спокойно просидели весь концерт. В-третьих, поразили выступающие дети. Они еще не умели толком кланяться, а вот профессионализм показали весьма высокого уровня. Они, стесняясь, выходили на поклоны к публике, неуклюже, очень по-детски кивали головами, благодаря зрителей… А вот перед настоящими мастерами – Дмитрием Булгаковым и Ксенией Башмет ни капельки не тушевались! Они играли с ними дуэты на равных правах!

Я получил массу впечатлений, что и заставило меня отправиться в филармонию на встречу с ее директором Татьяной Сальниковой.

 – Татьяна Александровна, мы с вами уже говорили о том, что наша филармония – это объединяющий центр культуры. Концерт «Диалог поколений» стал тому безусловным подтверждением. Однако, оставив эмоции в стороне, мне очень хочется узнать, где вы нашли эти самородки? Я о наших юных исполнителях: Иване Соболеве и Кирилле Румянцеве.

16 (2)

– Кирилл (фортепиано) учится в 1-й школе искусств им. Мусоргского у очень известного и заслуженного педагога Аллы Марковны Кирилловой. Она воспитала целую плеяду талантов. Ее ученики уже постигают музыкальную культуру в лучших вузах страны. Например, Елизавета Малышева в этом году заканчивает колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и будет поступать в консерваторию. Александр Кутузов закончил московский музыкальный колледж им. Шопена. Чтобы попасть в эти учебные заведения, нужно пройти очень серьезный отбор. Есть еще целый ряд детишек, уехавших в наши столицы, не называю всех, боясь кого-то упустить.

 – Понятно, что они, уезжая в столицы, думают о карьере. Но они все-таки успевают засветиться своим талантом в Твери?

 – О, тут ведется кропотливая работа. Конкурсы, фестивали, участие в мастер-классах. Они ездят в Москву на все возможные музыкальные форумы. Все это делается для того, чтобы они чувствовали себя увереннее и смогли раскрыть себя. Чтобы смогли поступить в престижные вузы и построить действительно хорошую карьеру.

 – Это очень похоже на альтруизм. Увы, музыка не спорт и можно только мечтать о том, чтобы однажды все музыкальные таланты собрались в одну команду «Сборная Твери»? Они ведь не возвращаются?

 – Мы, конечно, мечтаем об этом. Однако мы реалисты. Кто-то когда-то обязательно приедет и даст концерт. Но это, конечно, не то, о чем вы говорили.

 – И все-таки, сколько талантливых детей ежегодно покидает отчий дом? У вас есть какая-то статистика?

 – Точных цифр у меня нет, но, думаю, что порядка пяти человек ежегодно пополняют столичные музыкальные учебные заведения.

 – А как вы отслеживаете путь всех этих талантливых чад?

 – Это наша работа. И потом, круг музыкантов в Твери на самом деле очень узкий. Не в плане количества талантов (улыбается). Просто город маленький и мы все друг друга знаем. Когда в поле зрения какого-то педагога попадается самородок, об этом сразу узнают все специалисты. И конечно же, сразу этот самородок показывают всем. У нас есть замечательный конкурс на стипендию губернатора Тверской области. Проводит его комитет по культуре Тверской области. На конкурс подаются заявки от всех музыкантов различных направлений. В том числе подают заявки и циркачи, и художники, да, в общем, все, умеющие творить. Естественно, что мы не упускаем возможности и внимательно следим за конкурсантами. Но вот парадокс или же какое-то несовершенство в правилах участия. Кирилл Румянцев не вписывался в возрастной ценз этого конкурса. Ему всего девять лет. А в конкурсе можно принимать участие с десяти. Но, я думаю, что у Кирилла еще все впереди!

 – То есть селекционная работа у вас ведется очень серьезно…

16

– Да, конечно. Андрей Вячеславович Кружков (художественный руководитель филармонии) заметил Кирилла, когда тот играл с оркестром училища. И сразу сказал: «Его обязательно нужно взять в программу!» И мы тут же начали работу с его педагогом. Потому что очень важно, чтобы и педагог хотел этого. И это уже больше семейная работа, чем селекционная. Беседовать ведь приходится и с родителями. Все взаимосвязано. Репетиции оркестра с Кириллом проходили в несколько накаленной обстановке, потому что присутствовал его папа. Периодически папа напоминал, что это все-таки ребенок, и он уже устал! Все приходится учитывать. Но дети, несмотря ни на что, стараются. У них есть стимул.

Став стипендиатами, они обязаны подтверждать свой уровень. И мы им в этом помогаем. Предоставляем зал нашей филармонии с уникальной акустикой. К тому же делаем с ними совместные программы. Это очень важно для любого музыканта. В общем, все детишки у нас на виду и всех мы знаем!

 – Тогда не могу не задать очень серьезный вопрос. Вот сейчас набирают участников в детский проект «Синяя Птица». Я уверен, что Иван Соболев и Кирилл Румянцев не затерялись бы среди остальных и были бы в числе финалистов. Это ли не мощнейший стимул к построению карьеры?

 – Это решают педагоги. Некоторые категорически против такого пиара. Это не помогает, а мешает построению настоящей профессиональной карьеры. Ты проснулся на следующий день знаменитым! Перед тобой открыты все двери! И это действительно так. Но! Допустим, наш Кирилл. Он ведь не получил еще основательной базы. А у него уже признание на всю страну. Его будут «растаскивать» по концертам. Ему некогда будет заниматься образованием, хотя он получит свою «минуту славы». Вырастет, получит хорошее образование, а слава, настоящая слава от него никуда не денется. А приглашения от «Синей Птицы» рассылаются по всем учреждениям культуры, так что, думаю, получили его и у нас.

 – Есть ли какая-то альтернатива? Серьезная?

 – Конечно. Тот же «Диалог поколений». Хочу сказать, что родился он не сразу.  Лет пять назад что-то подобное продвинуть было практически невозможно. Это наше детище. И поначалу нам приходилось проводить «Диалог» в области, потому что в Твери площадки нам не давали. И Ксения Башмет, и Дмитрий Булгаков приезжали к нам. Как и другие известные на весь мир музыканты. Борис Андрианов (виолончель), Роман Минц (скрипка) тоже приезжали. Они понимали важность этого проекта. Вообще-то, художественным руководителем идеи был Дмитрий Булгаков. У него был свой фестиваль «Детский альбом». Он и предложил объединить усилия. Мы идею поддержали. Осташков, Вышний Волочек, Ржев, Калязин уже принимали нас. Потихоньку все переросло в «Диалог поколений». Раньше все программы проекта были камерными. С 2012 года на сцене филармонии этот проект проходит обязательно с участием камерного оркестра «Российская камерата».  Теперь это весьма масштабное действо! И я верю, что благодаря этому проекту через совсем небольшой промежуток времени о тверских талантах узнает весь мир.

Андрей ВАРТИКОВ

 
Статья прочитана 210 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53