Наталья Лебедева: «Важно быть свободным в том, что делаешь».

17 Лебедева_презентация3Еще не так давно за хорошими книгами охотились, приобрести что-то стоящее можно было только по блату или заплатив втридорога. Я знаю человека, который в советские времена платил три рубля (в то время это были, что называется, деньги), чтобы ему дали на ночь почитать книгу. Иностранный роман,  будораживший весь мир, но не изданный в нашей стране, или произведение нашего соотечественника, отпечатанное на малотиражной «Эре». Теперь в магазинах книг полно на любой вкус. А вот читателей стало меньше. Люди больше смотрят телевизор или блуждают в просторах интернета. Причин этому много, но, пожалуй, главная из них – само понятие «писатель» значительно девальвировалось. Теперь пишут все, кому не лень, а почитать-то особо и нечего. Имена по-настоящему глубоких и интересных писателей наперечет, а тратить время на всякое чтиво мало кому хочется. Но не все так печально, друзья. Появляются и в наше время талантливые произведения. Несмотря на то, что их авторы пока еще не очень известны широкой публике, их книги стоят вашего времени. Предлагаем вашему вниманию интервью с Натальей Лебедевой, нашей землячкой, писательницей, произведения которой публикуют крупнейшие издательства страны и которой по всем признакам уготовано большое литературное будущее.

– Наташа, когда вы стали писать художественные произведения?

Понемногу я писала, наверное, всегда, но целенаправленно занялась литературой, когда мне было двадцать пять. Один знакомый спросил меня, не могла бы я написать сценарий для подросткового сериала, я зацепилась за эту мысль и как-то случайно придумала сказку «Малахит». Сейчас, конечно, ее даже перечитывать смешно: и по стилю, и по сюжету, и по образам это далеко не идеальная книга. Но именно тогда я почувствовала вкус к написанию длинных историй.

– Какова, на ваш взгляд, роль писателя в обществе?

– На мой взгляд, такая же, как у любого работающего человека: производить то, что умеешь. Читать (или слушать истории) – естественная человеческая потребность. Люди постоянно жаждут выйти за рамки своей обыденной жизни, и писатели дают им эту возможность, предлагают испытать новые чувства, познакомиться с новыми мыслями, представить себя в новых ситуациях. Это ведь даже биологически оправдано, не говоря уже о культурной составляющей процесса. Когда мы читаем, мы представляем себя в новых ситуациях, вместе с героями встаем перед выбором, и наша психика готовится к неожиданным поворотам в реальной жизни, репетирует будущие реакции. Так что, да, писатели так же нужны людям, как и представители любых других профессий.

– Писательство – это миссия?

Не думаю. Миссию ведь на кого-то возлагают, а большинство писателей пишут только потому, что им хочется. Потом, «миссия» – слово серьезное, а писать книги – это своего рода игра. Лично для меня она требует легкости и обострения чувств, любой пафос, отнесение своей работы к «служению» лишит меня части творческих возможностей. Я стараюсь воспринимать себя с иронией.

– Пикассо говорил, что не ищет, а находит. А вы ищете или сразу обретаете?

Иногда ищу, иногда нахожу. Вообще, я часто ощущаю себя, знаете, таким старым компьютером. Загружаю в себя задачу – как повернуть сюжет, как выстроить образ или решить определенную сцену, а потом хожу и жду, когда где-то там найдется решение – не то, что лежит на поверхности, а мое, индивидуальное. Самое удивительное для меня то, что оно находится всегда, какую бы задачу я перед собой ни ставила. Но этот процесс, если честно, меня тревожит: я ведь не могу его контролировать. Я и не знаю, что будет, если когда-нибудь «машина» в моей голове сломается.

– Ваше творчество должно служить людям или оно возникает и существует само по себе?

– Мне кажется, это должны решать сами люди. Намеренно подчинить то, что я делаю, какой-то цели, я не могу. Но пишу не для себя, мне важен отклик. Без читательского восприятия, мне кажется, книга умирает.

– Кого считаете своими учителями?

– Как ни странно, среди моих непосредственных учителей нет литераторов. Во-первых, это замечательные педагоги филологического факультета ТвГУ, которые научили меня чувствовать язык. А для меня это важно, поскольку врожденной грамотности и чувства стиля у меня не было. Еще я благодарна гениальному журналисту Полю Хансену, датчанину, который показал, как раскрывать смысл через образ, а образ – через детали и композицию, и обратил мое внимание на то, что читатель становится равноправным творцом книги. Актер тверского драмтеатра Вячеслав Александрович Грибков внушил, что важно быть свободным в том, что делаешь. Режиссер Марина Кабакова научила выстраивать внутреннюю логику персонажей, чтобы образ получился цельным.

– Как относитесь к тверским писателям и литераторам?

– Я предпочитаю не делить литературу по географическому принципу. Но, конечно, если оказывается, что наши, тверские, люди создают что-то прекрасное, я испытываю особенную гордость. Вот, например, рукопись тверского писателя вошла в этом году в лонг-лист премии «Большая книга», и это прекрасно. С нетерпением жду осени, когда инкогнито будет раскрыто.

– Тарковский считал, что психоаналитические истолкования искусства «слишком упрощённы, даже примитивны», что суть творчества гораздо сложнее, намного неуловимее, чем, например, просто воспоминания о детстве. А вы в чем видите истоки творчества?

– Если честно, не могу понять. Не знаю, почему пишу и почему мне это нравится. Конечно, это сложнее, чем, скажем, последствия детской психической травмы, тем более, лично у меня никакой такой травмы и не было. Но вот что я твердо знаю: если мне завтра скажут «не пиши», я испугаюсь этого так же сильно, как физической угрозы. Это уже часть меня, без этого я неполноценна.

17-книга

– Говорят, что только свободный человек способен быть творцом. Как вы считаете?

— В моем случае это абсолютно так и есть. И главное для меня даже не выбор, скажем, темы. Главное – свобода интерпретации, выбора образов, через которые я могу показать свое отношение к проблеме. А иначе писать не имеет смысла. Иначе подойдет и сгенерированный компьютером текст.

– Над чем сейчас работаете?

– Только что закончила черновик нового романа «Полоса переменности», так что впереди несколько недель редактуры. Книга получилась необычная. По жанру это, наверное, социальная фантастика, обращенная в ближайшее будущее. Однако среди героев принципиально нет представителей власти. Мне было интересно посмотреть на политические процессы глазами людей, которые не разбираются в тонкостях политики, а воспринимают все через бытовые проявления, которые касаются непосредственно их самих: работу, существование семьи, дом. Еще одна тема, которая меня интересовала, это как современные мне люди воспринимают свободу, насколько они в ней нуждаются.

Ну и, конечно, в голове уже зреет идея новой книги.

– Успехов вам в творчестве.

– Спасибо.

 

В качестве справки

Наталья Лебедева родилась и живет в Твери, окончила филфак ТвГУ, публиковаться начала в 2009 году, когда в журнале «Наука и жизнь» вышел ее рассказ «Старая ферма». В следующем году в издательстве «Астрель­Спб» вышел первый ее роман «Склейки». Роман вошел в шорт­лист  премии имени Виктора Астафьева. Все последующие романы Натальи – на сегодня их уже пять – также выходили в издательстве АСТ (редакция «Астрель-­СПб») и попадали в номинационные списки и различных литературных премий. Фэнтези­апокалиптика «Племенной скот» и мистическая история «Смотри на меня, Кассандра» заняли вторые места в номинациях «Сюжет» и «Язык» премии «Рукопись года». Роман «Крысиная башня» вошел в шорт-­лист премии конвента «Интерпресскон» наряду с произведениями таких писателей, как Виктор Пелевин, Генри Лайон Олди, Мария Галина. С 2015 года Наталья пробует себя в качестве сценариста. Известный арт­хаусный режиссер Арсений Гончуков снял по ее сценарию серию проекта «Район тьмы». Готовится к производству полнометражный художественный фильм «Прощаться не будем» (режиссер – Павел Дроздов). Фильм расскажет о событиях октября 1941 года, когда на Калинин надвигались фашистские войска.

 Евгений Новиков

 
Статья прочитана 996 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Комментарии к записи "Наталья Лебедева: «Важно быть свободным в том, что делаешь»."

Посмотреть последние комментарии
  1. Одни современные авторы видят роль писателя в том, чтобы удовлетворить любые потребности читателей, зарабатывая на этом деньги, независимо от того — унижают они свою нацию или нет. Другие авторы возвышают свою родину и народ, порою не получая взамен ни денег, ни благодарности. Но они уверены в том, что Россия станет благополучной и богатой, когда в цене будут нравственность и литература. Уверен, что будущее за ними.

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru