Общественный транспорт: проблемы и решения

6-%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%81Оценивать журналисту качество работы городского общественного транспорта (ОТ) – как муниципального, так и частного – дело неблагодарное. Объективной оценки истинного положения дел у нас не может существовать в принципе: каждый имеет на сей счет собственное мнение. Многое тут может зависеть от самых разных факторов, которые нередко весьма причудливо переплетаются. Например, поутру вы не с той ноги встали. Или очень сильно влияет на такую оценку, в каком статусе вы пребываете и насколько часто вам приходится пользоваться ОТ: если от случая к случаю – это одно, если постоянно – совсем другое…

Например, что у нас с общественным транспортом почти что все ОК, считают профильные специалисты в администрации города. Есть, конечно, некоторые организационные проблемы, но нужно время, чтобы все как следует наладилось. Правда, какой именно срок тут нужен, сказать затрудняются. На заметку читателю: автор этих строк предложил оценочно сравнить положение дел в курируемой отрасли нынешнего  года с прошлым 2015 годом, поскольку за точку отсчета коренных преобразований взят январь 2016 года. Почему, о том чуть ниже. Кстати, председатель профильного комитета Тверской городской Думы по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи Сергей Делаков (фракция «Единая Россия»), дав мягко-негативную оценку работы ОТ в Твери, заметил, что если принятые решения не дают положительного эффекта через месяц-два, то они никуда не годятся и их надо менять.

***

Соглашаясь со многими опрошенными депутатами ТГД, что оценка работы транспортной отрасли – вещь строго индивидуальная и во многом субъективная, автор все же, как потребитель ее услуг, также вправе оценить по-своему происходящее. Причем не только с точки зрения «плохо-хорошо», а с конкретными примерами, доказывающими то или иное оценочное суждение. Считаю, что городской общественный транспорт в нашем городе стал работать хуже, чем еще год назад, это видно невооруженным глазом. Сей факт подтверждается столпотворением на остановочных пунктах и заполненными пассажирскими салонами общественного транспорта. Причем такое можно наблюдать не только в часы пик, но и когда имеется недостаток транспортных средств. Все это стало следствием так называемого «наведения порядка», начатого еще в 2015 году. Напомню, именно тогда во многих печатных и электронных СМИ началась кампания по выдавливанию тверского частного бизнеса из сферы внутригородских пассажирских перевозок. Связано это было с тем, что именно тогда частные перевозчики начали активную борьбу за повышение тарифов, или нет, сейчас сказать трудно. Но именно им в те поры вменяли и хаос на дорогах Твери, рост аварийности и прочие грехи. Надо сказать, что по большей части все претензии к маршрутчикам были справедливыми или выглядели таковыми. И на таком негативном фоне как-то задний план ушел другой факт: доехать по приемлемой цене и даже порой без пересадок из точки «А» в точку «Б» давно перестало быть проблемой. Что стало возможным исключительно в результате развития именно частного пассажирского транспорта.

***

6-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%88%d1%80%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%b0

Тем не менее, именно 2015 год стал годом, когда городская и областная власти, по сути, начали борьбу с частниками. И сегодня здесь считают признаком улучшения положения дел в сфере пассажирских перево­зок, что, если в прошлом году в городе работало 1 000 «маршруток», из которых половина – «нелегалы», то теперь в городе их всего 500 и только 88 «нелегалов». Возможно, действительно следует считать такой результат большим достижением, но этому сильно мешают два указанных выше обстоятельства: толпы людей на остановках и заполненные салоны транспортных средств, а также последняя новость с сайта областного правительства.

 На прошлой неделе, 22 ноября, губернатор Тверской области Игорь Руденя во время приема граждан заявил о необходимости восстановления ликвидированного горадминистрацией маршрута №23. Что, судя по тексту сообщения, стало результатом многочисленных просьб граждан. Так что, получается, губернатор сегодня был вынужден, как теперь модно говорить, «в ручном режиме» исправлять то, что наделала горадминистрация год назад. Сколько еще произойдет таких исправлений – бог весть.

***

Вообще-то, когда все только начиналось, нам – обывателям – много говорили про то, что «наведение порядка» призвано повысить эффективность работы муниципального транспорта. Чтобы, значит, он стал рентабельнее и менее обременительным для городского бюджета. Что из этого получилось, судите сами: если субсидии городского бюджета на возмещение затрат, связанных с перевозкой пассажиров в 2014 году составили 90,6 млн руб., то в 2015-м сумма повысилась до 224 млн руб., а по состоянию на 26.09.2016 г. – уже 186,1 млн руб. И денег, кстати, хотят еще и еще. При том, что только в нынешнем году в МУП «ПАТП-1», объединившем под единой крышей еще и МУП «ГЭТ», руководит уже пятый по счету директор.

Он, кстати, как и его предшественники, не имеет специального автотранспортного образования. Так что, может, поэтому, а может, еще по какой-то причине, но на взгляд автора, преобразования в муниципальном транспортном предприятии МУП «ПАТП-1» не достигли своей цели. В том числе по причинам организационной немощи «организаторов пассажирских перевозок». Так, произошедшие с 5 января изменения в маршрутной сети города существенно ухудшили сообщение для жителей некоторых весьма населенных районов города.

Например, жители почти 20-тысячной «Чайки» оказались лишены привычной возможности доехать до мкр-н «Первомайский» на троллейбусе маршрута № 4. Его волею так называемых «организаторов пассажирских перевозок» перенаправили в Заволжье, где он, по сути, и «умер»: он стал теперь ходить так редко, что просто увидеть «четверку» раз-другой в неделю – уже можно считать за счастье. И это притом, что автобус № 15, идущий оттуда на Соминку, стал такой же экзотикой. Таким образом, в «Чайке» правят бал частные перевозчики маршрутов № 51 и № 24. Так что какая уж там конкуренция?

***

6

Подобные жалобы поступают к нам из 25-тысячного п. Химинститута: оттуда уехать на работу в район Пролетарки и вернуться обратно – тоже большая проблема. Поэтому снующие там туда-сюда маршрутки – по сути, единственная для них альтернатива муниципальному транспорту. Так что и тут говорить про повышение эффективности муниципального транспортного предприятия, увы, не приходится. Что легло в основу таких «реформаций», до сих пор неясно. Во всяком случае, проведенные в 2012-2014 годах исследования пассажиропотоков и анализ маршрутной сети Твери такого рода рекомендации, кажется, не содержали.

Кстати, руководитель Контрольно-счетной палаты Твери Людмила Желтова, пристально следящая за деятельностью МУП «ПАТП-1», когда проводились те исследования, настоятельно рекомендовала городским руководителям хоть на неделю отказаться от поездок на личных авто и пересесть на ОТ. Но, увы… а потому невозможно не сказать еще об одном организационном моменте, который в неумелых руках городских чиновников – «начальников транспортного цеха» (из которых никто в последние несколько лет не имел соответствующего специального образования) не превратился в инструмент, делающий муниципальный пассажирский транспорт конкурентоспособным.

***

6-%d1%82%d1%80%d0%be%d0%bb%d0%bb

Помнится, тут было немало хороших начинаний: например, какое-то время поработал городской сайт, показывающий в режиме реального времени, где сейчас находится нужный маршрут троллейбуса или автобуса. Где сайт сейчас, неизвестно. Но пока обойдемся более простыми методами повышения эффективности. Речь идет о расписании движения транспортных средств. Вняв предложениям граждан, администрация добилась того, чтобы оно было на каждой остановке ОТ. Таким образом, пассажиры могли бы точно знать, стоит ли им ожидать автобуса или троллейбуса или воспользоваться «маршруткой». А уж про обладателей ЕСПБ и широко разрекламированных многоразовых проездных и говорить не приходится. Но и тут все, увы, пошло не так.

Развешанные на всех остановочных пунктах таблички с расписанием движения муниципального ОТ, послужив какое-то недолгое время, остались эдакой «вещью в себе». Расписание и реалии существуют сами по себе. Такая же примерно история и с официальным сайтом МУП «ПАТП-1». Как-то автор написал им на электронный адрес письмо с предложением опубликовать расписание каждого из маршрутов с включением туда времени прибытия транспортного средства на промежуточных остановках. А не как теперь – только по конечным пунктам. И… ничего: ни ответа, ни привета, ни изменений. Похоже, там никто на такие вещи не реагирует. Впрочем, достаточно о муниципальном транспорте. Примерно такие же явления можно наблюдать и в работе частных перевозчиков.

***

Если анализировать итоги проведенных администрацией конкурсов, то они, похоже, служили лишь для передела рынка перевозок. Так, наверное, многие отметили, что в городе появилось много машин  так называемых «200-х маршрутов». Прежде их организовывал областной Минтранс, а с недавних пор – городская администрация: так что тут есть повод для более пристального рассмотрения происходящего.

И тут весьма примечательно, что конкурсы на перевозки по ним пассажиров выиграли, в основном, две фирмы, ранее не замеченные в деятельности по перевозке пассажиров – ООО «Интершина» и ООО «Ориент». Причем победа их в конкурсах представляется удивительной, поскольку в документах заявлялось одно, а на деле получалось совсем другое. Что, в принципе не должно было допускаться «организатором пассажирских перевозок» – городским управлением транспорта. Так, злые языки говорят, победитель конкурсов на право работы по маршрутам №№208, 204, 205, 33К – фирма «Ориент», видимо, не имея собственного автопарка, сдала их в аренду за 1 млн в месяц другой транспортной фирме ООО «Камелот», которая сейчас и осуществляет там пассажирские перевозки.

Не ведать о таком серьезном нарушении условий конкурсов «начальник транспортного цеха» г-н Санников не может. Потому что его ведомство выдает на каждую машину фирмы-победителя документ – «карту маршрута», где фигурируют все ее реквизиты, которыми, получается, теперь пользуются посторонние люди. Непонятна позиция и руководства ГИБДД и УГАДН, которые отчего-то «закрывают глаза» на такого рода нарушения именно фирмой «Ориент», тогда как всех прочих «жучат» беспощадно. Уж не по причине ли фамилии одного из ее руководителей? Короче говоря, никакого «наведения порядка» в сфере городского общественного транспорта у «организаторов пассажирских перевозок» не получилось…

***

Из-за чего, собственно и получилась такая неудовлетворительная оценка работы ОТ. Таково, увы, оценочное суждение автора. И с этим и.о. главы администрации Твери Алексею Огонькову делать что-то придется. Про то же самое, кстати, говорил 22 ноября и губернатор области Игорь Руденя. Потому что хорошая организация транспортного сообщения – одна из существенных составляющих социальной и политической стабильности. Что тут следует делать? Сделать надо немало. Одна из мер по исправлению ситуации лежит на поверхности: организовывать пассажирские перевозки должны люди с соответствующим образованием и опытом работы…

Виктор БОГДАНОВ

 
Статья прочитана 861 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53