Тверское казачество хранит традиции

8Альберт МеньшиковУтром 11 февраля тверичане, проходящие мимо здания Тверского областного Дома народного творчества, с любопытством поглядывали на вход, к которому время от времени подходили и подъезжали самые настоящие казаки! Любопытство вполне понятное. Все-таки Тверь далеко от Дона. Между тем, в этот день для столицы Верхневолжья произошло значимое событие. Был выбран новый атаман.

Конечно, можно было бы описать и саму церемонию, но я решил, что лучше, чем в фильмах, мне этого не сделать, поэтому посчитал нужным донести до читателя лишь мой разговор с вновь избранным атаманом Альбертом Меньшиковым.

– Альберт, как вы думаете, много ли тверичан знает о том, что в нашем регионе есть казаки, атаманы, да и вообще казачья жизнь?

– Думаю, что немного. А свою историю нужно знать. Впрочем, объяснение этому незнанию есть. Те казаки, которые живут здесь, живут в местах, которые далеки от мест традиционных, таких как Кубань, Дон, юг России, Сибирь. К тому же в области нет компактных мест проживания казаков. Мы разбросаны по всей территории. Несмотря на это нам удается сохранять традиции казачества. А нам есть что хранить. Среди нас есть представители Всевеликого войска Донского, есть кубанские казаки, есть казаки из Сибири. Все они переехали к нам по каким-то жизненным причинам. Моя семья переехала из Сибири в Рамешковский район, когда мне было 9 лет.

– Есть ли сегодня одна организация, которая объединяет всех казаков? Лично я слышал о нескольких.

– Тверское окружное казачье общество входит в Центральное казачье войско, которое было создано 22 года назад, как раз с целью объединения всех казаков центра России. Есть еще небольшие организации. Например, в селе Михайловское подобная организация представляет Резервное войско Донское. И ряд других. Это никак не мешает нашему совместному сосуществованию. Казаки – народ вольный. Кто-то просто не захотел никаких регистраций. При этом они собираются, выбирают атаманов, чтят все традиции. Почему же все-таки состоялась регистрация? Сегодня взаимодействовать с местными органами власти просто необходимо. Без регистрации организации делать это сложно. И потом, только члены общества, входящего в государственный реестр, имеют право носить погоны, форму и другие атрибуты казачества. Я представляю Тверское станичное казачье общество. Это одно из подразделений окружного казачьего общества. Оно было создано в 2010 году. Я – четвертый атаман. Таких первичных обществ в области – двенадцать.

8 (3)

– Как давно у нас в области началось объединение казачества?

– С самого начала девяностых, после подписания Ельциным соответствующего закона. Впрочем, закон оказался пустым. Казакам ничего не вернули: ни земли, ни коней.

– Скажите, а можно ли считать ваше избрание каким-то значимым событием для Твери?

– Мы уже говорили с вами о том, что мало кто из горожан знает – казачество в Твери живо. И мы уже говорили об истории. Я вот зимой ношу кубанку. Прохожие удивленно на нее косятся, не понимая, что это такое. А это  мой обычный головной убор. Так вот, возвращаясь к истории. Возьмите Академию ВКС.  В 1865 году именно на этом месте было развернуто Тверское кавалерийское училище, готовившее офицеров, главным образом, для частей армейской кавалерии, действовавших в составе, в первую очередь, Кавказской армии и, в частности, Тверского драгунского полка. Около трети выпускников учебных заведений, поступавших в то время в кавалерийские полки, получали военное образование именно в Твери. Кроме армейской кавалерии выпускники направлялись также в иррегулярные (конные и казачьи) полки! Училище было создано для обучения именно не дворянских детей, а выходцев из других сословий. А первым начальником училища был атаман войска Донского, настоящий казак!

– Не могу не вернуться к вашей кубанке. Простите, но в свое время я был на юге, так вот там казаки ходили в полном снаряжении, что вызывало не только удивление, но и улыбки. Звучало даже обидное слово «ряженые».

– И здесь приходилось пройти через это. Форма… Этому есть объяснение. Многие бывшие военные и работники силовых структур не мыслили себя без формы. Вот и «становились» казаками. Но сегодня многие случайные люди отсеялись. Кстати, скажу и об орденах. Георгиевские кресты появились на груди неслучайно. И носить их казаки имеют право. Дело в том, что это общественные награды. По случаю 200-летия Георгиевского креста. Так что это не родовые награды, как думали многие.

8 (2)

– Как же вам удается в современном потоке жизни не терять традиций?

– Среди нас много энтузиастов. Хотя уклад жизни у нас современный. Вот если бы мы жили хуторами или станицами… Даже если бы в каком-то населенном пункте была одна улица, было бы проще. Но мысли такие есть. Дело в земле.

– Но ведь если она появится, ее нужно будет обрабатывать?

– Есть те, кто готов этим заниматься. Должен сказать, что шаги в этом направлении уже делаются. Во Ржеве уже состоялось совещание, где было решено выделить земли для казачьего поселения. Где – пока еще решается. Но главное – есть инициатива и есть поддержка властей. И еще важно то, что подобные примеры уже есть. На юге страны. Там уже построен целый ряд казачьих куреней. Что такое курень – это хозяйство одной казачьей семьи. Живет там казачья семья и трудится. И принимает экскурсии! А ведь что-то подобное нашей области просто необходимо. Кроме популяризации истории казачества, происходит и оживление туризма!

– Есть ли на нашей территории семьи, готовые поменять свой обычный уклад жизни на жизнь в казачьих куренях?

– Есть! И не только среди стариков. И ведь что еще важно: кроме туризма, на такие земли возможно будет возвращать наших соотечественников. Мы ведь поддерживаем связь со многими казачьими объединениями. Скажем, в том же Казахстане. Многие бы казаки с удовольствием приехали в Россию. Но не просто в какой-то город. По приглашению же казаков они бы сделали это без всяких сомнений, то есть построение куреней вполне возможно превратилось бы в программу по возвращению соотечественников. И мы, тверские казаки, хотели бы принять участие в этом процессе.

8

– Настоящих казаков невозможно представить без песни и лихой пляски. Получается ли в этом отношении хранить традиции?

– У нас есть казачий народный хор «Тверь». 35 казаков и казачек! Репетирует хор в зале Дома офицеров. Сейчас же еще происходит объединение всех наших творческих сил под эгидой Тверского областного дома творчества. Замечательный профессионал Анатолий Васильевич Беляков помогает нам, занимаясь с хором. Не забыли мы и о танцах. Это ведь ансамбль не только песни, но и пляски! Коллектив уже успел выступить во Франции, да и во многих городах России. Ближайший фестиваль состоится 23 февраля в Конаково. Это будет уже второй Фестиваль казачьих песен. Всероссийский.

– С песнями и плясками понятно. Но ведь есть еще и очень зрелищные традиции: джигитовка, владение оружием!

– И с этим все в порядке. В Сахарово есть конная группа «Альфа». Казаки там занимаются не только тренировками, но и обучением всех желающих, готовых постичь это мастерство. Конечно, не боевой джигитовке, а только общим азам.

– А сохранились ли традиционные казачьи ремесла?

– Сохранились. В этом отношении нам большую помощь оказывает областной Дом народного творчества. У нас в плане создание культурного центра. 13 мая в Рамешках будет проходить традиционный фестиваль «Казачьему роду – нет переводу». Мы хотим там показать не только творчество казачьих коллективов, но и часть казачьего быта: работу кузнеца, мастер-класс по изготовлению плетней, шитье, владение холодным казачьим оружием, казачью кухню и многое другое.

– Одним словом, казачество действительно живо!

– Да. И это замечательно. Но еще это и большая ответственность. Все-таки мы хранители части отечественной истории.

Андрей Вартиков

 
Статья прочитана 1010 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru