Журавль в небе, а «Иволга» в руке Плюсы и минусы электронного проездного билета

5-иволга1Не могу сказать, что известие о введении на общественном транспорте Твери электронного проездного билета я встретила с восторгом и побежала его покупать. Дело новое, неизвестное, пусть сначала пройдет некоторую обкатку. Сейчас, когда прошел почти месяц с момента внедрения «Иволги», желтая карточка, похожая на привычную банковскую или скидочную, уверенно заняла место в моем кармане. Вещь, безусловно, нужная, однако не панацея от всех транспортных забот.

Каждый десятый

Электронный проездной билет «Иволга» действует в общественном транспорте областной столицы, а именно в трамвае, троллейбусе, автобусе, с недавних пор объединенных под крышей муниципального предприятия ПАТП-1. В маршрутных такси воспользоваться картой не удастся – это особый мир, в котором не действуют не только «Иволги», но и отчасти законодательство РФ. Притом, что основной пассажиропоток приходится именно на этот полулегальный вид транспорта.

По оценкам директора ПАТП-1 Артура Сычева, общественный транспорт в сумме перевозит примерно 10 процентов пассажиров. Немного. Однако есть стремление эту цифру увеличить. «Иволга» здесь в помощь, ибо человек с картой оплаченных поездок в муниципальном транспорте будет искать именно то транспортное средство, за которое он уже заплатил.

Более того, Артур Сычев полон оптимизма и полагает, что пассажирскому предприятию по силам удвоить свои доходы и в ближайшее время перейти на самоокупаемость по текущим расходам. Пока что общественный транспорт дотируется из городской казны. Приобретение новых автобусов, троллейбусов и трамваев традиционно финансируется из бюджета, и эти траты ПАТП-1 оспаривать не планирует.

На день, на неделю, на месяц

«Иволга» задумана сразу в нескольких вариантах: на один день, точнее, на сутки, на неделю, на месяц. Однако первые два варианта пока не запущены. Они задуманы так: однодневная «Иволга» будет стоить 50 рублей. За эти деньги можно будет кататься по городу сколько угодно во всех видах транспорта. Недельная карта также действует на всех видах транспорта без ограничений, ее стоимость 300 рублей. Месячная «безлимитка» – 750 рублей на один вид транспорта, 950 рублей на два и 1150 на три.

Все остальные карты имеют лимит, то есть сколько оплатил поездок, столько раз сможешь проехать.

Сейчас самые доступные карты на пять поездок (90 рублей). Их продают или обменивают на использованные карты водители транспортных средств. В льготный период их продавали за 140 рублей (из них 50 рублей – стоимость карты, теперь будет 100), обменивали же за 90. За первые две недели в Твери продано более трех тысяч карт.

Если у вас есть карта, то ее баланс можно пополнить, положив любую сумму, и использовать, пока деньги на счете не закончатся.

Стоимость проезда по «Иволге» 18 руб­лей против 20 наличными в общественном транспорте и 22-х в маршрутных такси. Это один из главных плюсов карты.

Второй плюс – возможность пересадки за ту же стоимость. Такого в Твери еще не видели, а потому принимают настороженно. В чем тут суть: после оплаты проезда в течение 45 минут можно пересесть на другой трамвай, троллейбус, автобус и ехать без оплаты проезда. Скажем, у железнодорожного вокзала вы сели на красивый трамвай «Сити Стар» и доехали до Тверского проспекта, а вам надо в Первомайский, куда трамваи не ходят. Поспешите на троллейбусную остановку и занимайте место в салоне. Если уложились в 45 минут (должны успеть!) с момента оплаты в трамвае, то второй раз платить не придется.

Человек с «Иволгой» в кармане

Попробуем нарисовать портрет потенциального клиента карты «Иволга». Кто он? Житель Твери или приехавший на некоторое время гость города.

Методом исключения: он не пенсионер, поскольку тот, как правило, имеет другую карту, не электронную – Единый социальный проездной билет (ЕСПБ). Не владелец личного автомобиля – он не ездит на общественном транспорте. Не руководящее лицо – таковых возят на служебном автотранспорте и, поверьте, эта категория граждан не так и малочисленна. Не житель окраины Твери, где основной транспорт – именно маршрутное такси, а до автобуса или троллейбуса надо топать не один километр впотьмах по окраине дороги. Не вечно спешащее молодое поколение, которому проще запрыгнуть в маршрутку, она еще и ходит по вечерам, когда весь общественный транспорт уже видит сны в парке ПАТП-1.

Кто остается? Остаются активные горожане трудоспособного возраста, живущие вдоль единственной трамвайной линии или в городских микрорайонах – все еще строящемся жилом районе «Южный» (в маршрутку там трудно сесть), «Юности», «Первомайском» и некоторых других. Это человек, который за день совершает 3-4, а случается, что и больше поездок, и платить каждый раз по 20-22 рубля ему накладно. Это школьник, которому надо ездить по утрам в школу, а затем в музыкальную школу, спортивную секцию или к бабушке на обед.

Клиентом «Иволги» может стать гость города, турист либо командированный. Им могут быть интересны однодневные либо семидневные безлимитные карты «Иволга». Если они про них, конечно, узнают.

Житель крупного города, приехавший в Тверь, местными картами поинтересуется сразу: знает, что это такое и в чем его выгода. В Санкт-Петербурге, например, карт великое множество, к ним давно привыкли и пользуются чуть не поголовно. Даже не достают из сумок: небрежно прикладывают к валидаторам тем местом ручной клади, где хранится карта. Для Твери пользование «Иволгой» пока в новинку: пассажиры бережно подносят карту к валидатору (оранжевой нашлепке на поручень), с волнением наблюдают появление зеленой стрелки, причем на пару с кондуктором, контролирующим процесс.

Купить, оплатить

Приобрести «Иволгу» можно у водителя транспортного средства (увы, не всегда: они заканчиваются), в киоске Тверьсоюзпечати, в почтовом отделении. Третий вариант наименее удобный: почта – это, как правило, очереди. С киосками тоже не все гладко. В Твери работают киоски двух видов – «Тверьинформбюро» и «Тверьсоюзпечати». В сумме их осталось не более четырех десятков. «Тверьинформбюро» с картами «Иволга» только начинает работать, так что приобрести карту или пополнить баланс пока что невозможно.

Мне только в третьем по счету киоске удалось положить деньги на карту. Оплатила 15 поездок – 270 рублей.  Киоскерша выдала чек и пригласила обращаться еще. Воспользуюсь – киоск стоит недалеко от дома.

В перспективе оплачивать «Иволгу» можно будет более привычным способом – через терминалы Сбербанка.

Есть выбор

Тверские пассажиры потихоньку втягиваются в использование «Иволги». У нее есть несомненные достоинства – пониженная цена, возможность пересадки, у некоторых видов – безлимитный проезд. Кому-то важно, что не надо шарить по карманам в поисках мелочи и идти по качающемуся салону к водителю (кондукторов все меньше, плату за проезд все чаще собирают водители, отвлекаясь от дороги). Еще один хороший нюанс недельной или месячной карты – они действуют не с понедельника или первого числа, а с момента регистрации.

Когда появятся одно- и семидневные безлимитные карты, у них должны появиться поклонники, наверное, ими станут приезжие или жители Твери, совершающие не очень регулярные поездки.

К примеру, приехал с дачи человек, чтобы за день провернуть множество важных дел –  поликлинику и почту посетить, в супермаркет съездить, внуков навестить. Так ему однодневная «Иволга» позволит не выйти за пределы 50 рублей. Выгода начнется уже с третьей поездки.

К минусам карты приходится отнести сам общественный транспорт города – ходит редко, маршруты не всегда удобные, заканчивает работу рано. Далеко не каждый житель города может добраться в нужное ему место на муниципальном средстве передвижения, даже если на дух не выносит опасные, быстро бегающие машинки с номерами маршрутов и их отчаянных водителей. Постоит человек с «Иволгой» в кармане на остановке, не дождется ничего попутного из МУП ПАТП-1, да и сядет в микроавтобус с трудовым мигрантом за рулем.

Претензий к городскому транспорту много, и к общественному, и к маршрутным такси. Будем надеяться, что транспорт Твери постепенно выйдет на удобный большинству пассажиров уровень функционирования. «Иволга» тому помощь. Ведь, приобретая «Иволгу», мы с вами фактически оплачиваем вперед услуги ПАТП-1, даже кредитуем его и вправе ждать соответствующей отдачи.

Марина Шандарова

 
Статья прочитана 264 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53