Венецианову отомстили дворовые люди?

А.Г. Венецианов

А.Г. Венецианов

Выдающийся русский художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847 гг.) многие годы был связан с тверским краем. Здесь в Вышневолоцком уезде в 1818 году он сделался помещиком, купив небольшое имение Сафонкова. Здесь написаны его лучшие полотна, здесь же в селе Поддубье он трагически погиб 4 декабря 1847 года.

Действующие лица и исполнители…

Его смерть многократно описана, и описание это сводится к тому, что с художником произошел несчастный случай. Венецианов должен был ехать по делам в Тверь, чтобы показать свои эскизы икон для одной из тверских церквей. Под гору лошади вдруг понесли, ямщик выпрыгнул, а Венецианова, выпавшего из саней и запутавшегося в вожжах, лошади притащили в имение Милюковых Поддубье уже мертвого.

Приблизительно так эта трагическая сцена описана и Г.К. Леонтьевой – автором фундаментальной монографии «А.Г. Венецианов», изданной в серии «Жизнь в искусстве» в 1988 году. Но Леонтьева приводит и целый ряд других фактов, на которые мы можем посмотреть совсем по-иному, что может нас привести, в свою очередь, к совершенно другим выводам.

Все дело в том, что трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история, в которую были вовлечены многие, в том числе тогдашний губернатор и предводитель дворянства Вышневолоцкого уезда. Но главными действующими лицами в ней были трое – Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и его дворовая женщина Елена Никитина.

Когда все началось – сказать сложно, но в 1843 году Ларион решился на отчаянный по тем временам шаг – он написал на своего хозяина жалобу на имя тверского губернатора. В своей жалобе он обвинял дворовую девку Елену Никитину в том, что она находилась в недозволенной связи со своим помещиком, т.е. с Венециановым, который к тому времени был уже давно вдовцом. Дело в том, что, как бы сейчас сказали, получив «доступ к телу», Никитина стала третировать остальную дворню, в том числе и молодого приказчика.

Барские нравы и «шалости»

19 (2)

Сожительство господ со своими крепостными было делом обычным. От такой связи наш замечательный писатель Иван Сергеевич Тургенев имел дочь, чьей матерью была белошвейка Авдотья Иванова. Считается, что их дочь родилась в 1842 году, но судя по тому, что ее назвали Полиной, скорее всего родилась она в 1843, в тот год, когда Тургенев познакомился с Полиной Виардо.

А вот что пишет А.С. Пушкин о дедушке свой будущей жены: «Дедушка свинья; он выдает свою третью наложницу замуж с 10 000 приданого, а не может заплатить мне моих 12 000 и ничего своей внучке не дает».

Другой пример. По заказу архитектора Н.А. Львова в середине 1790-х годов художник В.Л. Боровиковский написал групповой портрет «Лизынька и Дашенька», соответственно 17 и 16-летние девушки, горничные Львовых. С чего бы вдруг Львову заказывать известному художнику портреты своих крепостных?

«Барин нас рассудит»

19 девушка на сеннике

Неизвестно, как закончилась эта история для Никитиной, но для Лариона все закончилось более чем плачевно. Губернатор на жалобу отреагировал письмом на имя уездного предводителя вышневолоцкого дворянства, в котором есть и такие строчки: «При сем прошу не оставить и обратить внимание на поведение г. Венецианова относительно дворовой женщины Никитиной». А в результате арестовали Лариона. Его заключили в острог и впоследствии осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Он был приговорен к наказанию плетьми и возвращен обратно «в вотчину», другими словами своему хозяину Венецианову. Последний же решил отделаться от своего бывшего приказчика радикальным способом – отдал его в солдаты. Что тоже говорит о многом.

Есть во всей этой истории и довольно удивительные эпизоды, которые могли сыграть свою роль в трагической кончине Венецианова и которые красноречиво говорят о степени накала конфликта. Наш замечательный художник, увековечивший на своих полотнах простых русских крестьян, сам в своем кабинете лично выпорол розгами Лариона. Что касается Елены Никитиной, то в том же 1843 году Венециановым были написаны две картины – «Крестьянская девушка» и одна из лучших его поздних работ «Девушка с васильками». И еще один портрет девушки, но уже в 1846 году. Из чего вполне можно сделать вывод о том, что рядом с ним была та, кто смогла вдохновить пожилого художника на новые свершения.

Случайности не случайны?

19 очищение свеклы

Но вернемся в 1847 год. Все, что произошло с Венециановым в тот злополучный день, не может не вызывать целый ряд вопросов. Почему кучер Агап «выпал» из саней и …остался жив, бросив своего хозяина? Почему лошади вдруг понесли? Но самое странное в этой истории то, что Венецианов не смог выпрыгнуть из саней, каким-то образом сильно запутавшись в вожжах. Причем он запутался так сильно, что лошади его волокли еще несколько верст, даже когда его выбросило из возка.

В книге «А.Г. Венецианов. Статьи, письма, современники о художнике» есть воспоминания дочери Венецианова Александры. В том числе она описывает 4 декабря: «Кучер потерял силы удерживать лошадей, его первого сбросило на дорогу, и он лежа видел, как повозку свалило на бок и батюшка имел духу схватил вожжи, когда тройка неслась, потом сваливает батюшку не совсем на дорогу, но, волоча его и ударяя обо что встречалось, и, наконец, сбросив так, что он остался на дороге без дыхания».

Оставим без комментариев этот подробнейший и исчерпывающий рассказ кучера Агапа, а именно с его слов пишет Венецианова. Но он не только не убеждает, а скорее, наоборот, вносит сомнение в то, что именно так все и происходило.

Принимая во внимание все вышесказанное, не может не возникнуть предположение о том, что все это могло произойти и неслучайно. Ведь Агап и Ларион были знакомы. И вполне возможно, находились в дружеских или родственных отношениях. А может быть, не только приказчик, но и кучер также пострадал от самоуправства хозяйской фаворитки.

А если так, то все, что произошло с Венециановым, не выглядит уже простым дорожно-транспортным происшествием с летальным исходом, а скорее, напоминает хорошо спланированное и организованное убийство…

И если наше предположение верно, то с учетом того, что у А.Г. Венецианова сыновей не было, имея в виду законнорожденных, можно с грустью констатировать пресечение одной из российской ветвей этого удивительного и древнего рода живописцев.

Вместо послесловия

19

Однажды ко мне на работу пришел один из старейших краеведов Удомельского района Борис Константинович Виноградов, который много лет занимался венециановской темой. Мы долго беседовали, а в конце нашей встречи он сказал следующее: «Я ознакомился с архивными материалами, в том числе и с результатами вскрытия. Эти материалы говорят о том, что Венецианов скончался не от ушибов, полученных им при падении, а от кровоизлияния в мозг, которое наступило в результате сильного удара тяжелым предметом в лоб».

 Венецианов происходил из рода Венециано, который переселился в Россию, в город Нежин, в 1730­-х годах из Греции. Алексей Гаврилович нигде живописи не учился, но это не помешало ему стать выдающимся живописцем. Разумеется, это не может не казаться странным. И у этого феномена должно быть хоть какое-­то объяснение. Скорее всего, основные навыки живописи передавались в этом роду в мужской линии по наследству и вполне возможно, что традицию эту заложил известный итальянский художник Доменико Венециано (1400–1461 гг.), который вошел в историю тем, что первым из итальянских живописцев начал работать в технике масляной живописи.

Виктор Грибков-Майский

 
Статья прочитана 130 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53