Меж берегов и горных вершин…

3-осн горыВыборная гонка депутатов в Тверскую городскую Думу вышла на финишную прямую – уже в следующее воскресенье состоится голосование. В борьбе за тридцать три депутатских кресла участвуют 416 человек. Подавляющее большинство из них представляют партии (337 человек в партийных списках), 79 – одномандатников и пять самовыдвиженцев.

На улицах волонтеры раздают агитационные листовки, бюллетени, повсюду можно  увидеть выборные баннеры. Но, наверное, главная особенность нынешней выборной кампании заключается в том, что она в значительной мере переместилась в интернет-пространство. Если еще недавно главными носителями политической агитации были печатные издания, телевидение и радио, то теперь ситуация сильно изменилась.  А ведь помнится, буквально несколько лет назад и политтехнологи, и кандидаты в один голос говорили: «Да что толку агитировать в интернете! Там одна молодежь, а она на выборы не ходит». Сейчас расклад совсем другой. И дело не только в том, что молодежь, «сидящая в интернете», стала активнее участвовать в политических процессах и в выборах тоже. Значительная часть населения среднего и пожилого возраста активно обживает интернет-пространство, оттуда черпает сведения, делает выводы и, соответственно, голосует. Особенно в крупных городах, в том числе и у нас в Твери. И это обстоятельство уже нельзя не учитывать политтехнологам и кандидатам, если они хотят победить.

При этом у каждой из участвующих в выборной гонке партий своя стратегия и своя стилистика. Если говорить о КПРФ, то она на этот раз ведет свою агитационную работу, на мой взгляд,  не столь интенсивно, как в прошлые годы.  Что-то не видно волонтеров, а в почтовых ящиках – газет этой партии. А на ее сайте в конце августа – публикации не о выборах в Тверскую городскую Думу, а о том, как идет выборная кампании в Осташкове, о митинге в Бологом. Есть заметка о том, что лидер западнодвинских коммунистов покорил Эльбрус.

Конечно, это похвально, что западнодвинец покорил Эльбрус, чтобы, как написано в заметке «воплотить в реальность наказ старших поколений». Хорошо и то, что география материалов на сайте партии столь широкая, но, все-таки думается, что самые важные политические события сейчас происходят не в районных центрах, и не на Эльбрусе, а в Твери, где через неделю жители будут выбирать депутатов Гордумы.

Впрочем, когда этот материал готовился к печати, на сайте регионального отделения этой партии появились своего рода цифровые листовки об ее кандидатах на выборах в Гордуму. Не знаю, кому как, но лично для меня читать традиционные листовки в интернете – сомнительное удовольствие. Ведь недаром говорится: молодое вино в старые меха не наливают.

«Справедливая Россия»  тоже проводит выборную кампанию в присущих этой партии традициях. Еще недавно печатные издания эсеров можно было бы, наверное, публиковать под эпиграфом «Все смешалось в доме Облонских». Действительно, политические темы там так причудливо переплетались с гастрономическими и прочими, что не сразу можно было разобраться, где что. И хотя нынче агитационные материалы эсеров посерьезнели, но по-прежнему на одной странице там можно увидеть публикацию о проблемах здравоохранения, а на соседней о том, что «нельзя обрабатывать картофель от колорадского жука» или как надо печь какой-нибудь пирог.

Но есть в агитационной работе эсеров и новшества. Так, на региональном партийном сайте теперь размещаются видеоматераилы на различные темы. Есть там, например, видео интернет-программы «Если по справедливости». Посмотрел одну. У меня сложилось впечатление, что это видео-мероприятие было затеяно ради галочки. Уже сама тема обсуждения, названная ведущим «10 сентября, и что нам с этим делать?», звучит, на мой взгляд, несколько странно. С чем «этим»? С голосованием? С агитационной работой? Или, собственно, с самим 10 сентября? Невольно почему-то вспоминается нагугленное: «Укусил клещ. Что с этим делать»?

Не менее удивительным показалось мне и то, что  участники видео-программы первым делом стали почему-то обсуждать, какого возраста должны быть депутаты в Гордуме: молодые, не очень молодые или пожилые. Высказывались разные мнения, но лейтмотивом звучало: депутат должен быть энергичным, как молодой, но при этом и опытным, как уже достаточно поживший. Словом, как в песне: «уж лучше быть здоровым, но богатым». Какие вопросы обсуждались далее, честно сказать, не знаю.  Я эти дебаты не досмотрел – просто времени стало жалко.

Активно используют интеренет-ресурсы региональные отделения ЛДПР и партии «Родина». В группе ЛДПР «Вконтакте» много постов о сентябрьских выборах, а «Родина» YouTube и социальные сети активно осваивает. Ведут свои компании партия Яблоко и партия Пенсионеров.

Но, думаю, наиболее активно ведет свою кампанию «Единая Россия». В своей работе она использует все регистры, все носители: печатные издания, наружную рекламу, интернет-ресурсы. Единороссы рассказывают, что ими сделано и что они намечают сделать.  Достаточно показательны в этом смысле  материалы, размещенные на сайте регионального отделения партии в конце этого месяца. В них рассказывается, например, о встрече депутата с жителями Московского района, где шла речь о реализации проекта «Городская среда», о встречах депутатов этой партии с выпускниками детских домов и интернатов Тверской области и т.д.

И еще один момент, на мой взгляд, показательный. Не удивлюсь, если кто-то из единороссов во время своего отпуска покорил какую-нибудь горную вершину, как это сделал западнодвинский коммунист. Но только в «ЕР» об этом не пишут. Мне почему-то даже трудно представить, что на сайте «ЕР» вдруг появится пространная заметка о том, как секретарь какой-нибудь ее первички «взошел на Монблан», чтоб сказку сделать былью. Восхождение на гору – это дело, как ни крути, частное. А есть дела общественные и притом вполне конкретные. Они все-таки важнее, о них, по моему скромному разумению, и следует писать.

Вместо послесловия

Наблюдатели и аналитики говорят, что нынешняя кампания идет спокойно, без эксцессов. Во всяком случае, ее не сравнить с тем, что происходило у нас во время выборов еще пять-десять лет назад. Не говоря уж о девяностых. А теперь все, как говорится, вошло в свои берега, «устаканилось» – каждый по своему вкусу может выбрать определение.

Но все-таки не забыты элементы разного рода спойлерства. Ну, это как в спорте: незаметно и как бы случайно сунуть локоток сопернику. Эти «тычки» опытные политнаблюдатели видят и в ходе нынешней гонки. Например, в соцсетях вдруг стали появляться сообщения о том, что значимый деятель одной из партий «вот прямо сейчас» переходит на другое место работы. Для чего это публикуется? Правильно: для того, чтобы ослабить позиции партии-конкурента. А то, что это не соответствует действительности, что деятель на другую работу не переходит и по здравому размышлению просто не может сейчас на нее переходить, распространителей таких сведений не волнует. Важно посеять сомнения в рядах соперников и избирателей, чтоб отщипнуть голоса. Формально нарушения выборного законодательства тут нет. А стало быть, вроде, и говорить не о чем. Без сучка и задоринки ни одно мероприятие не проходит. Но тут важно другое: избиратель должен понимать, где правда, а где «лапша», которую ему пытаются повесить на уши. Понимать, чтобы не ошибиться с тем, куда поставить галочку в избирательном бюллетене в день голосования.

Евгений НОВИКОВ

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 154 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53