Цифровая медицина приходит в Тверь

6-здравоохр1Проблема неудовлетворенности значительного числа наших сограждан работой тверского общественного здравоохранения вышла на первый план, опережая по своей социальной значимости даже проблемы ЖКХ. В Минздраве Тверской области, судя по всему, решили начать с решения вопросов информатизации отрасли.

Решение принято

До сих пор даже на общероссийском уровне информатизация здравоохранения шла, что называется, ни шатко ни валко: если где-то что-то получалось, то в другом месте обозначался провал. Из-за этого, несмотря на существенные материальные затраты, возникало разочарование от несоответствия действительности ожиданиям. Например, закупленное несколько лет назад по программам модернизации немалое количество компьютерного оборудования для городских поликлиник оказалось просто никому не нужным. Например, установленные в регистратурах информационные киоски, предназначенные для решения многих проблем пациентов, в том числе, для записи к нужному врачу, попросту не работали.

Тем не менее задача по информатизации системы здравоохранения была поставлена президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию, что стало руководством к действию для правительства Тверской области. Внедрение информационных технологий в работу медучреждений вошло в число приоритетных направлений, которое в качестве задания для руководителей областного Минздрава обозначил тверской губернатор Игорь Руденя.

Первым шагом по реализации этого задания, по сути, и стало недавнее сообщение о том, что в поликлинике Детской городской больницы №1 в Твери учет пациентов будет вестись в электронном виде. И что на прием к врачам жители города могут записаться через интернет на региональном портале tver.mobimed.ru, а также в самом учреждении — с помощью информационного киоска, у регистратора или прямо в кабинете врача. Впрочем, называть этот шаг первым все же не следует: федеральный проект «Бережливая поликлиника» уже реализуется в Областной клинической больнице, о чем мы, кстати, совсем недавно писали. А теперь получается, он начал свое распространение в других медучреждениях региона.

Как это работает?

Завполиклиникой ДГКБ №1 Марина Бурдинская провела для меня своего рода мастер-класс, продемонстрировав на практике возможности информационной системы, делающей удобнее и проще как работу медперсонала, так и жизнь ее пациентов. На данный момент времени в поликлинике ДГКБ-1 работает два электронных сервиса – запись на прием к специалистам и выписка льготных рецептов. Отрабатывается процедура выписки электронного больничного листка. На очереди – поле установки соответствующей программы, ведение электронной амбулаторной карты пациента. Правда, все это, кроме льготного лекарственного обеспечения, работает на локальном уровне.

Что касается электронной записи, то, конечно же, наибольшей популярностью пользуется запись через установленный в регистратуре информационный киоск. Но не за горами запись через интернет. Причем каких-то трудностей это не представляет, во-первых, потому что пациенты поликлиники – молодые мамочки с детьми, для которых работа с компьютером – дело привычное. Для тех, кто с ним «не дружит», есть возможность воспользоваться привычными услугами регистраторов, которые оформят запись вручную или с помощью администратора, который поможет освоить информационный киоск. Все виды электронной и ручной записи тут же отражаются на экранах рабочих компьютеров регистраторов.

Эти данные затем автоматически считываются и для каждого врача составляется ежедневный план приема пациентов. Таким образом, ликвидируется очередь в коридорах поликлиники. Правда, и тут, бывает, определенную роль играет пресловутый «человеческий фактор»: у пациента могут измениться планы и у доктора возникает незапланированное «окно». Но тут, по словам Бурдинской, у доктора появляется возможность принять внепланового пациента или поработать с документами, не затрачивая на это другое время.

Но, наверное, самым отработанным и уверенно действующим методом информатизации тверской системы здравоохранения является выписка электронных рецептов для льготных категорий граждан. Мало того, что на каждого такого пациента ведется подробный реестр всех выписанных ему лекарств, сведения об их новых назначениях тут же поступают в соответствующую аптеку, в «уполномоченный склад» – ГУП «Фармация». Оттуда нужное лекарство направят по назначению. Это позволяет не только в режиме онлайн лечащему врачу и его руководителю отслеживать процесс лечения, но и обеспечивать своевременное финансирование и выдачу льготных медикаментов.

Что касается выписки электронных больничных листков, то пока процесс заключается в компьютерном заполнении бумажного бланка и хранении сведений о его выписке. Далее все по накатанной схеме: свой больничный пациент несет работодателю, где бухгалтерия проводит его соответствующую обработку и последующую передачу в Фонд социального страхования, который и произведет соответствующие выплаты. Впрочем, и последующее внедрение более высокого уровня компьютеризации выписки больничного, который, по словам Бурдинской, вскоре будет завершен в ее поликлинике, почти ничего не изменит, если к тому не будут готовы работодатель и ФСС. За ними очередь исполнения соответствующего российского законодательства.

Опыт есть

Заместитель министра здравоохранения Тверской области Игорь Барышев отвечает за процесс информатизации всей тверской системы общественного здравоохранения. Для него это дело не новое. В свою бытность руководителем управления здравоохранением администрации г. Твери он в 2011 году внедрил в практику работы тверской «Скорой помощи» систему электронной диспетчеризации. Это когда на экране компьютера скоропомощной диспетчерской в режиме реального времени отражается местонахождение каждой бригады. И, соответственно, диспетчер мог выбрать оптимальный вариант обслуживания вызова. В 2015 году тогдашние руководители Минздрава области, пытаясь внедрить свою систему, обрушили то, что вроде бы неплохо работало.

Сегодня перед Барышевым стоит огромная задача – провести информатизацию медучреждений в масштабе всего региона. Сейчас, по словам Барышева, идет процесс ревизии того, что было сделано в период реализации программ по модернизации ЛПУ Тверской области. Цель – установить, что может быть использовано для реализации программ их дальнейшей информатизации и что для этого требуется дополнительно. В том числе речь идет о программном обеспечении и возможностях обучения персонала. Начат процесс выбора системного администратора, который мог бы получить соответствующий государственный подряд. Для этого уже создана рабочая группа, состоящая из медиков и IT-специалистов, которая уже успела поработать с Ростелекомом и поставить перед фирмой конкретные задачи, требующие специфического решения. Предполагается, что сложный процесс информатизации всей тверской медицины должен быть реализован за 2-3 года.

 

В Минздраве России так же реализуется проект «Бережливые поликлиники». Первый опыт показал, что четырех­-пяти месяцев вполне достаточно, чтобы разделить потоки здоровых и больных пациентов. В дальнейшем это поможет пациентам комфортно проходить диспансеризацию, всего за один визит, и позволит врачам начать оказывать помощь без очередей, сократив время записи на прием в пять раз, а ожидания приема – в 12 раз. Предполагается, что и время непосредственной работы врача с пациентом будет увеличено в два раза.

Кроме того, с 1 января 2018 года в российских поликлиниках начнут выписывать электронные рецепты. Каждый рецепт будет подписан усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника и придет на электронную почту пациента. Письмо нужно будет показать в аптеке. Однако если пациенту это неудобно, он сможет получить обычный бумажный рецепт. Помимо рецептов в электронном виде будут предоставляться добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, медицинские заключения, справки о состоянии здоровья пациента.

«Бережливая поликлиника» – часть масштабного проекта по созданию новой модели оказания медуслуг, где часть их переведут в дистанционную форму. По статистике, 40% визитов в поликлинику проходят впустую, и люди вполне могут получить консультацию заочно, через интернет. А до 2025 года опыт индивидуального мониторирования здоровья пациента будет широко распространен во всех регионах страны. Поэтому сейчас в российских регионах активно развивают телекоммуникационные технологии. К телемедицине уже подключены более 4,4 тысячи медучреждений, в том числе большинство федеральных клиник.

 Виктор БОГДАНОВ

 
Статья прочитана 41 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53