В Тверском драматическом театре прошла творческая встреча памяти артистов, блиставших на сцене театра десятилетия тому назад.
Двенадцатого сентября исполнилось 115 лет со дня рождения Надежды Гончаровой, народной артистки РСФСР, первой в Калинине, получившей это высокое звание. Десятого сентября исполнилось 105 лет со дня рождения Александра Годлевского, заслуженного артиста РСФСР. В свое время оба эти имени не сходили с театральных афиш, Гончарова и Годлевский имели множество поклонников. Память о замечательных артистах жива в театре по сей день, хотя ушли оба достаточно давно: Гончарова в 1963 году, Годлевский в 1980-м.
Надежда Васильевна Гончарова родилась в Твери в 1902 году, всю жизнь прожила в большом доме своих родителей на улице Каляева (ныне Симеоновской), уже не существующем. В Тверском театре Гончарова прослужила 35 лет, сыграла более 300 ролей. У Надежды Гончаровой было редкое амплуа – с юных лет она играла старух, причем необычайно виртуозно. В облике актрисы не было ничего звездного, тем более гламурного, однако появление Гончаровой на сцене завораживало зрителей. Имя Гончаровой увековечено на карте города – ее именем названа улица в Пролетарском районе.
Александр Годлевский родился в 1912 году в Симферополе в семье полковника царской армии. Как многие артисты того времени, работал в театрах разных городов. С конца 1940-х жил и работал в Калинине, где прослужил в театре 29 лет. Красота и самобытность Годлевского позволяли ему с успехом исполнять на сцене роли героев. И не только героев – исполнение Годлевским роли Фирса в «Вишневом саде», по воспоминаниям видевших, было незабываемым. В последний год своей жизни артист ушел из театра, собирался вернуться в новом сезоне, однако не успел. Ушел из жизни летом, во время отдыха в своем доме в Удомельском районе.
Старые театральные афиши, фотографии, альбомы, личные вещи разложены на столах в художественном беспорядке. Хорошо, что все это хранится в театре. Замечательно, что в театре работают люди, выходившие вместе с юбилярами в одних спектаклях.
Наина Хонина работала с Гончаровой, когда только делала свои первые шаги на театральной сцене, была ее театральной «внучкой». Единственный спектакль с участием Гончаровой, запечатленный на пленке – «Старое по-новому», как раз содержит сцены юной Хониной и умудренной Гончаровой.
– Однажды Надежда Васильевна сказала мне: «Я даю тебе петельку, а ты накидывай на нее крючок», объясняя суть театральной игры партнеров, – вспоминает Наина Хонина, теперь уже сама народная артистка России.
Леонид Брусин:
– Дольше всего, около двенадцати лет, в 1937 по 1946 годы, Александр Федорович Годлевский прослужил в театре Тамбова. Знаю, что он играл там Чацкого в «Горе от ума» и его сравнивали с Качаловым. Он блистательно играл Карандышева в «Бесприданнице». Роль Годлевского в «Дальше – тишина», по мнению видевших, превосходила исполнение роли Ростиславом Пляттом. Годлевский обладал подлинным артистизмом, он полностью перевоплощался в своих героев. Редкое качество!
Александр Сафронов:
– Хорошо помню Надежду Васильевну. Когда она умерла, мне было одиннадцать лет. Яркое воспоминание из детства – поездки в Москву вместе с актерами, на запись в телетеатр. Калининский театр тогда часто приглашали на записи спектаклей. Отец брал меня с собой. Это были очень веселые поездки. А если я оставался дома, то не отрывался от экрана телевизора, ожидая, что кто-нибудь из артистов передаст мне персональный привет – подмигнет или особым образом махнет рукой.
С Годлевским мы потом играли в «Конце Хитрова рынка» – был такой спектакль в Калининском театре. Он очень любил грим – накладные носы, парики и все такое. С удовольствием гримировался.
Думаю, что Надежда Васильевна вписалась бы в наше время, а вот Александр Федорович вряд ли, он был очень театрален по своим манерам.
Константин Юченков:
– В 1980 году в театре репетировали «Цилиндр» с участием Годлевского. Как-то он вспылил, не просто так – конфликт был подстроен. Он написал заявление об уходе и покинул театр. Летом Александр Федорович попросил меня отвезти его под Удомлю, где у него был домик. Я только что купил свою первую машину – «копейку». Загрузились, поехали. После Удомли дороги просто не было, машину трясло, и я тревожился о ней. Но доехали. Дом заслуженного артиста оказался в очень плохом состоянии, явно требующем ремонта, но Александра Федоровича этот факт совершенно не беспокоил.
Пока мы ехали, Александр Федорович рассказывал, что осенью он возвращается в театр, о чем уже есть договоренность с руководством, говорил о своих планах. Но из деревни он не вернулся. Через неделю после нашей поездки пришла печальная весть – Александр Федорович умер. Сердце не выдержало.
Тогда мы считали Годлевского человеком почтенного возраста, а ведь он умер в 68 лет. Некоторые из нас сейчас старше его.
Участникам встречи показали фильм о Надежде Гончаровой производства тверской студии «Акценты». Создатели фильма нашли несколько минут хроники, и можно было получить представление об актрисе Гончаровой.
Цикл творческих встреч в театре планируют продолжать. Имена артистов прошлого не должны кануть в Лету.
Марина ШАНДАРОВА