Душа болит, а жить охота

17 (3)Жанр спектакля, состоящего из инсценировок нескольких коротких рассказов, становится популярным в Тверской «драме». Весной зрители увидели постановку Светланы Филатовой «Антон Павлович шутит» по рассказам и коротким пьесам Чехова, а седьмого ноября состоялась премьера спектакля по рассказам Василия Шукшина. «Охота жить» – так назвал свою работу актер и режиссер Александр Сафронов, хотя именно этого рассказа в инсценировке нет.

17 (6)

Спектакль составили инсценировки четырех рассказов: «Письмо», «Забуксовал», «Билетик на второй сеанс» и «Верую!» Василий Шукшин писал прозу и сценарии, а также снимал фильмы о том, что хорошо знал – о жизни сельских жителей, о родном Алтае. Вот и действие всех четырех рассказов происходит в селе или поселке, не вполне глухих и заброшенных, поскольку из содержания понятно, что имеются школа, почта, какое-то производство, а главное, что отличает от дня сегодняшнего – все работает, крутится, как это было в 60-70-е годы прошлого века, когда жил и творил Шукшин.

Герои шукшинской прозы – люди думающие, хотя и малообразованные, и страдающие. Страдают они не от глобальных проблем мироздания или повседневных неурядиц, а от своей внутренней боли. Боль и тоска их снедают оттого, что есть душа и она болит. «Больше всего ненавижу людей, у которых души нет или поганая», – говорит Максим Яриков (актер Никита Березкин), герой рассказа «Верую!».

У самого Максима душа точно есть, она не дает ему спокойно жить, побуждая размышлять на различные непростые темы. В поиске ответов на свои вопросы Максим вступает в контакт с приехавшим в село служителем церкви (актер Андрей Журавлев). Ответы на вопросы бытия собеседники ищут традиционным русским способом, за бутылочкой, и похоже, приближаются к разгадке мироздания. Поп наставляет Максима на путь жизнелюбия.

Под стать Максиму Ярикову герой рассказа «Забуксовал» Роман Звягин (актер Геннадий Бабинов), он тоже мается непростыми вопросами. Что характерно – за ответами тоскующие шукшинские герои не стесняются обращаться к знающим, как им кажется, людям. Таковым человеком Роман полагает школьного учителя Николая Степановича (актер Алексей Майский).

Женской части зрительного зала адресована постановка рассказа «Письмо», в которой старуха Кандаурова (ее играет вполне цветущая актриса Ирина Погодина) пишет письмо городской дочери, попутно вспоминая всю свою не слишком радостную жизнь.

Женский вопрос затрагивается и в рассказе «Билетик на второй сеанс», в котором кладовщик Тимофей Худяков (его сыграл сам режиссер спектакля Александр Сафронов) на почве злоупотребления алкоголем трагически ошибается и принимает реального тестя за мифического Николая Угодника (актер Владимир Чернышов). Вновь совместная пьянка. Вообще застолья в спектакле поставлены со знанием дела. Актеры выпивают и закусывают правильно, что ни в коей мере не является свидетельством их личных пристрастий, а просто точностью работы режиссера.

Со времени описываемых в шукшинских рассказах событий прошло около полувека. Давно нет той жизни, о которой писал автор. Но она не забыта, а, напротив, в последнее время советское ретро становится все более популярным. Плохое забывается, а хорошее помнится. Поймет ли молодой зритель, отчего старуха Кандаурова просит дочь привезти голубенького ситчика на занавески? И почему Максим Яриков со служителем культа пьют разбавленный спирт, а не виски или текилу, в крайнем случае водку?

Эти детали быта вряд ли уже прочитываются поколениями рожденных не в СССР. Это не беда, главное, чтобы находили отклик в сердцах зрителей те вопросы, от которых болят души героев шукшинских рассказов. От этого обстоятельства и будет зависеть успех нового спектакля у зрителей.

Марина ШАНДАРОВА

 
Статья прочитана 64 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Душа болит, а жить охота"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53