От Бортенева до Исаакия

Фигура святого равноапостольного князя Михаила Тверского притягательна для скульпторов, художников и иконописцев. В канун нового года в Тверском крае прошли торжества, посвященные 700-летию исторической Бортеневской битвы, победу в котором одержал князь Михаил Тверской. Однако не забыть же небесного защитника Твери до следующего громкого юбилея? Давайте пройдем по Твери и посмотрим, как увековечена память великого человека.

Начать стоит с Городского сада. Здесь, вблизи от входа, со стороны Советской улицы в 1996 году был установлен памятный камень серого цвета. Автор работы – тверской скульптор Евгений Антонов. Камень имеет форму креста с высеченным на нем ликом князя. По сложившейся за два десятилетия традиции здесь проходят торжества, посвященные Михаилу Тверскому.

Далее наш путь лежит в сторону Советской площади. Главную площадь Твери украшает бронзовая конная статуя князя Михаила Тверского. Ее автор – народный художник России, очень известный скульптор Андрей Ковальчук. Памятник был торжественно открыт в мае 2008 года и не сразу был принят тверской общественностью. Пришлось даже переделывать надпись на подножии памятника, поскольку краеведы обнаружили в ней ошибку. Однако со временем, а в нынешнем году монументу исполняется десять лет, композиция прижилась, стала важным элементом городской среды, объектом творческих исканий фотографов и художников, и местом встреч горожан и гостей Твери, поскольку памятник окружен небольшим сквером со скамейками и цветами. У конной статуи также нередко проводятся различные мероприятия.

Любопытную мысль недавно высказал старицкий краевед Александр Шитков. Выступая на торжественном митинге, посвященном 700-летию Бортеневской битвы, он сообщил, что скульптор Ковальчук изготовил две конные статуи. Одна установлена в Твери, а где вторая? По мнению знатока старицкой истории, ей самое место на поле, где проходила знаменитая Бортеневская битва. Пока что место исторической битвы обозначено мемориалом и часовней с иконой в честь святого Михаила Тверского.

Время покажет, будет ли второй бронзовый Михаил Тверской охранять границы тверской земли в Старицком районе вблизи от шоссе на Москву. А мы пока что можем полюбоваться эпическим полотном «Бортеневская битва» работы художника Николая Белова. Для этого надо пройтись от Советской площади до музея Лизы Чайкиной, именно там находится эта любопытнейшая работа. Ее размер и стиль исполнения навевают мысли о работах Сурикова и Репина. «Бортеневская битва» написана на холсте длиной 5 метров и высотой 2,5 метра. Это очень крупное полотно. Из-за своих размеров оно никогда не покидает пределов музея, где и писалось больше двадцати лет назад, а сейчас занимает стену в мемориальном зале музея в обществе экспонатов из экспозиции о знаменитых партизанах и подпольщиках Калининской области.

Картина «Бортеневская битва» посвящена одному из важнейших событий русской истории, первой победе русских войск в борьбе с Ордой. Бортеневская битва – сражение, произошедшее 22 декабря 1317 года у села Бортенево нынешнего Старицкого района. В ходе сражения тверской князь Михаил разбил объединенное войско московского князя Юрия и предводителя войска Орды Кавгадыя.

На картине Николая Белова изображен кульминационный момент боя: тверские ратники теснят москвичей, ордынцы отступили. На белом снегу капли крови. Князь Михаил Тверской на белом коне держит меч за лезвие (именно так брали оружие, чтобы ударить противника по шлему), что выглядит как крест – символ святости сражения за родную землю. Слева от княжеского коня – белый волк в роли соратника тверского войска.

«Картина «Бортеневская битва» была написана по всем канонам батальной живописи, – полагает искусствовед Марина Сафонова, – она получила положительные отклики специалистов российской Академии художеств. Это очень интересная работа, эмоционально выразительная, в ней есть контраст неподвижного зимнего леса и динамического движения войск; здесь хорошо выписаны лица воинов, детали их снаряжения, знаки отличия, знамена. Работа тем ценнее, что ее автор – непрофессиональный художник. Возможно, профессионал и не взялся бы за столь сложную тему. Знаю, что Николай Белов, работая над полотном, много общался с историками, оттого его работа – не просто красивая картина, а историческое свидетельство».

В конце 2017 года в культурной жизни Твери произошло важное событие – после реставрации открылся Императорский путевой дворец, который занимает Тверская картинная галерея. Известно, что в фондах галереи имеются живописные работы периода середины ХIХ века, посвященные Михаилу Тверскому. Хочется верить, что в создаваемой экспозиции найдется место для этих знаковых для тверского края картин.

Расширим географию нашего путешествия и отправимся в Северную столицу России, а именно в величественный Исаакиевский собор. Это удивительное творение архитектора Монферрана осматривает большинство гостей Санкт-Петербурга. Интерьеры собора ослепляют богатством убранства, росписями, картинами, мозаиками. Однако мало кто из тверских туристов, посещая  собор, в окружающем великолепии способен узреть мозаичную икону с изображением святого Михаила Ярославича Тверского. Даем ее координаты. Мозаика расположена в иконостасе придела святого Александра Невского во втором ярусе, вторая слева от известного полотна «Тайная вечеря». Мозаичная икона выполнена с оригинала работы художника Н. Майкова мозаичистами Н. Алексеевым и Н. Голубковым в 1869 году в мастерской Академии художеств. В 1880 году икона была установлена в соборе, где пережила все катаклизмы бурного ХХ века.

Высота иконы 1,7 метра, длина 1,65 м. На иконе изображен Михаил Тверской в воинских доспехах и темно-вишневом плаще, подбитом горностаем, на золотом фоне. Ладони святого опущены вниз и разведены в стороны, глаза молитвенно подняты к небу. Вверху мохаики надпись: «Святый благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской». Если будете в Исаакиевском соборе, непременно постарайтесь разыскать икону тверского князя, самостоятельно или с помощью экскурсовода.

Интерес к личности нашего знаменитого земляка столь велик, что художественные работы в память о Михаиле Тверском несомненно будут появляться вновь и вновь, причем в разных жанрах и техниках.

Марина ШАНДАРОВА

 
Статья прочитана 418 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53