Войлок как открытие

У многих из нас сложилось представление, что войлок – это, прежде всего, валенки. Да, валенки делают из войлока, но это только небольшая область его применения фелтмейкерами (так иначе называют мастеров, работающих с шерстью). При этом у разных мастеров по войлоку разная специализация: войлочная «ювелирка», дизайн одежды и обуви, предметы интерьера и даже картины.

В Твери народных умельцев, которые изготавливают художественные изделия из войлока, можно пересчитать по пальцам. Одна из таких мастеров – Маргарита Федорова. Начинала она с изготовления «ювелирных» изделий из войлока: брошей, бус, интерьерных изделий, затем занялась изготовлением более крупных и объемных вещей – палантинов, шапок, разных видов одежды и картин.

— Войлок – материал особенный. С его помощью можно воплотить любые художественные фантазии и, в частности, применить для декорирования одежды и жилища, создавать картины, – говорит Маргарита Федорова. – Я люблю открывать для себя что-то новое, особенное. Хочется попробовать разные техники, разные материалы. Войлок – это всегда открытие. Созревает идея, начинаешь что-то делать, но приходит вдохновение и начинаешь изобретать что-то-то новое, экспериментировать. И вот что удивительно: все эксперименты с войлоком бывают удачными. То есть материал предлагает то или  иное художественное решение.

Как известно, на войлок идет шерсть разных животных: не только овец, но и козы, верблюда, яка, ламы, кролика, собаки, а также различные виды тканей и волокон. Но чаще всего, конечно же, используется шерсть овец.

— Войлок меня «захватил» тем, что с его помощью можно реализовать огромное число творческих проектов. Он свойлачивается, то есть соединяется и с тонкими тканями, и с грубыми, даже с мешковиной, с волокнами шелка, вискозы, хлопка, бамбука, крапивы. И получается много разных фактур, – делится впечатлениями Маргарита Федорова.

В зависимости от метода обработки получают различные виды шерсти для валяния. Это всевозможных цветов топс (иначе – гребенная лента), кардочёс, префельт. А ещё есть кудри и флис. Словом, материалов много, как и секретов работы с ними.

Как рассказала Маргарита Федорова, есть разные виды валяния войлока: мокрое и сухое. При мокром используется пупырчатая пленка, мыльный раствор и разбрызгиватель – все это необходимо для процесса склеивания волокон. А для сухого валяния мыльный раствор не нужен, зато применяются специальные иголочки разного диаметра с разными зазубринами и специальная подложка со щетинкой или толстый поролон. При той и другой технологии материал получается одинаково прочный. Сухое валяние используется в основном для изготовления игрушек, аксессуаров. А войлок, свалянный по мокрой технологии, более пластичен, может тянуться и применяется зачастую для изготовления одежды, обуви, сумок, при создании картин.

Мокрое и сухое валяние – это две основные техники, а при свойлачивании с разными материалами используется много технологий, в результате чего получаются самые разные виды войлока: ажурный, с шерстяными нитями, на шелковой основе (нунофелтинг) и т.д.

От разных пород овец получают разной тонкости волокно. Например, австралийский меринос, бергшаф, блюфейс, что в переводе означает загадочное «голубое лицо».

Картины из войлока можно делать также с помощью разных технологий. Чаще всего, применяя технику мокрого валяния (шерстяная акварель) или же в стиле «секретиков», как это делали дети в прошлом веке. Для этого под стекло определенным образом укладывается войлок, создавая изображение. А когда мастер использует мокрое валяние, помимо изображения в плоскости, можно сотворить своего рода шерстяные барельефы. Это оригинально и красиво.

Талантливый и обаятельный мастер  Маргарита Федорова не останавливается в творческом поиске, экспериментирует, открывает все новые возможности войлока. Такого простого и одновременно сложного и красивого материала.

В качестве справки

 Маргарита Федорова родилась в Твери, окончила художественную школу, технический университет (специальность промышленное и гражданское строительство). С 2011 года активно занимается художественным творчеством. Первая ее персональная выставка состоялась в тверской библиотеке имени Пушкина. Федорова является постоянным участником выставок серии «ТверьартОлимп», «ТверьУниарт», планирует разместить свои работы в питерском музее «Эрарта» и проводить постоянные мастер классы в Лаборатории Искусства в Твери.

Евгений Новиков

 
Статья прочитана 469 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53