Литературный континент: реальность и перспективы

«Мы, писатели, редакторы, издатели, критики — граждане тонущей литературной Атлантиды. Но, может быть, это, уже почти отмененное, гражданство — самое достойное из всех возможных», – такое мнение недавно выразила писательница Ольга Славникова. С ее мнением, думаю, согласятся не только многие граждане из перечисленных ею категорий, но и многие книгочеи, причисляющие себя к славному племени литературной Атлантиды, которая, как они полагают, гибнет в современном океане пошлости, порожденной идеей потребительства как смысла жизни.

Сколько мы читаем?

В последнее время популярно мнение, что люди все меньше читают художественную литературу и куда больше времени отдают телевизору или компьютеру. Это мнение подтверждает и статистика. Если доля художественной литературы в общем тираже книг, изданных в нашей стране в первой половине семидесятых годов прошлого века, составляла треть, а к концу восьмидесятых – более половины, то в первом полугодии 2017 года – лишь 13,51 процента. Такие данные приводит главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин.

Значит, и в самом деле гибнет отечественная литературная Атлантида? Но есть и другая статистика. Согласно данным федерального социологического опроса, проведённого во второй половине прошлого года агентством ZOOM MARKET, более 72 процентов жителей России читают книги не реже одного раза в две недели. Интересно отметить, что по данным этого опроса Тверь занимает 28 место в списке самых читающих городов России. И вот ведь еще какой статистический казус недавно был недавно обнародован: в новогодние праздники россияне на покупку книг потратили денег в три раза больше, чем на кино. Верится в это с трудом, но я сам был свидетелем, как в букинистическом магазине в Москве в новогодние каникулы народу было не протолкнуться, и невольно услышал слова одной интеллигентной дамы, обращенные к другой, не менее интеллигентной: дескать, «посмотри, дорогая, сколько тут народу! Просто уму непостижимо! А значит, не все еще потеряно». И тут обе закивали друг дружке головами и на меня ласково посмотрели, вероятно, причислив к числу отважных спасителей отечественной литературной Атлантиды. К слову, не только в московских, но и в наших тверских книжных магазинах, таких, например, как «Фолиант», многолюдно. И многолюдно не только в праздники, но и в будни.

Три собаки последнего времени

Так что же на самом деле происходит с отечественной литературной Атлантидой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва попробовать понять, что из себя представлял на протяжении последних десятилетий этот мифический литературный континент. И что сейчас представляет. Мнения на сей счет есть разные. Лично я историю отечественной литературы последнего полувека на этом континенте сравнил бы с «историей» трех собак: собаки Баскервилей, Каштанки и Муму. В брежневские времена литература, на мой взгляд, была подобна собаке Баскервилей. В том смысле, что невозможно было скрыться от гуманистических зарядов социалистического толка, которые заключались в каждом литературном произведении. Партия поставила задачу перед писателями – воспевать гуманистические и социалистические ценности, и писатели эту задачу выполняли. Тогда книги издавались десятками, сотнями тысяч, а то и миллионными тиражами, но более-менее интересную все равно было очень непросто купить или достать. Может, поэтому тогда и стали говорить, что советские люди – самые читающие люди в мире.

Впрочем, тут надо сделать важную оговорку: в советское время у нас в стране творили и подлинные мастера художественного слова, которые достигали настоящих высот в эстетическом осмыслении действительности, в творчестве. А если говорить о наших, тверских, то среди поэтов я выделил бы Галину Безрукову, Анатолия Устьянцева, Евгения Карасева, а среди прозаиков – Михаила Петрова, Валерия Кириллова и Леонида Нечаева.

В девяностые годы прошлого века жизнь переменилась, люди стали активно зарабатывать деньги, некоторые из тех, кто в этом преуспел, стали печатать свои собственные сочинения. Кто публиковал стихи о своих любовных переживаниях, кто фантастические романы и т.д. Литература стала чем-то вроде Каштанки, пляшущей по прихоти «мальчика». Иногда злого, иногда доброго, но мальчика. И только, пожалуй, толстые журналы, вроде «Знамени», держали планку – публиковали настоящую литературу.

А в наши дни литература и вовсе похожа на Муму, которую Герасим, накормив щами, несет к лодке. Впрочем, «к лодке нести» нет уже необходимости: «атлантический континент» и без того порядочно затоплен, держатся лишь некоторые толстые журналы вроде того же «Знамени», да некоторые издательства или отделы издательств. Это последние крепости, сохраняющие высокие традиции словесного искусства. А над этим полузатопленным континентом колышется густой туман: печатное слово превратилось в цифровое. Легионы современных поэтов и прозаиков шлют в интернет-порталы продукты своего творчества. Продукты эти, разумеется, разного качества. Но чаще всего невысокого. Почему это произошло? На мой взгляд, потому, что произведение подлинного искусства рождается, подобно алмазу. Только при огромном давлении и высокой температуре уголь делается алмазом. Так и в литературном творчестве.

Вот такой представляется нынешняя литературная Атлантида моему глазу. Жалко ли мне ее, гибнет ли она? Ну, это как посмотреть. Если считать колоссальное падение бумажных тиражей катастрофой, то дела ее плохи. Но, на мой взгляд, это не катастрофа, ведь общее их падение обусловлено, прежде всего, падением тиражей тех авторов-миллионников, которые гнали на книжный рынок всякого рода псевдолитературу: не отличающиеся художественными достоинствами детективы и любовные романы, псевдо-фэнтези и базарную беллетристику. А потому тот факт, что за последние годы упали тиражи таких книг, свидетельствует о культурном росте читателя, а вовсе не о том, что отечественное книгоиздание оказалось в опасности. Да, тиражи книг даже популярных писателей теперь относительно невелики. Но эти тиражи действительно востребованы. Общество атомизируется, теперь у каждого читающего свой перечень любимых авторов, и ему совершенно не интересны те «властители дум», которых в советские времена навязывали «сверху», печатали без всякой пощады к бумаге огромными тиражами. Неинтересны стали вдумчивому читателю и «светила» книжной попсы начала двухтысячных. И это обнадеживает.

У нас в Твери

Как идет книготорговля в нашем городе, какие книги востребованы?

Например, по словам директора тверского книжного магазина «Кириллица» Елены Юговой, покупатели заинтересованы сейчас не только в приобретении учебной литературы, которая всегда имела спрос, но появляется спрос и на художественную. Возможно, покупатели насытились электронными книгами, и теперь заметно возрождение интереса именно к печатному слову. При этом особым спросом в этом сегменте сейчас пользуются подарочные издания, краеведческая литература.

Важно, что магазин стал внедрять в практику новые формы работы с покупателями.

— В этом году мы планируем начать проводить презентации книг авторов, интересных людей, живущих в Тверской области, – говорит Елена Югова. – Поступило предложение от преподавателей иностранных языков проводить в магазине различные игры на иностранных языках для школьников, студентов, всех желающих, поддерживать уровень знания того или иного языка, обсуждать кинофильмы, книги на иностранном языке. В магазине открыт букинистический отдел, история которого прервалась с закрытием «Букиниста» на Советской. Закрылся магазин технической литературы, который располагался на Тверском проспекте, но в ближайшие месяцы эта литература будет представлена в «Кириллице».

Это пример работы одного из тверских книжных магазинов. И состояние библиотечной жизни города опасений не вызывает. И тут важно отметить, что, если лет десять-пятнадцать назад число пользователей библиотеками стремительно уменьшалось, теперь ситуация иная: люди возвращаются в библиотеки. Так, например, в городской библиотеке имени Герцена на Тверском в 2016 году было зафиксировано 7 187 читателей, не считая подростков, а в 2017 – уже 7 221 человек. Рост небольшой, но важно то, что количество пользователей библиотекой не убывает. Это главное: рост, а не падение.

— В среднем 100-150 посетителей в день  берут книги домой из библиотеки, – говорит зав. сектором отраслевой художественной литературы герценовской библиотеки Валентина Ажиенко. – У читателей разные интересы, и мы, учитывая это, выделили специальные стеллажи. Мужчины, как правило, читают фантастику, историческую прозу, женщины предпочитают любовные романы: зарубежные, российские. Пользуется спросом вся классика, как оте­чественная, так и зарубежная. Молодежь читает «Над пропастью во ржи», «Убить пересмешника», Рэя Брэдбери, мистические сериалы, фантастику. Пенсионерам нравятся детективы, отечественные и зарубежные, историческая литература. Всем нравится современная отечественная литература: Быков, Улицкая, Гришковец, Рубина. А из тверских – стихи Галины Безруковой, произведения Виктора Куликова.

P.S.

Какие же выводы? Вслед Борхесу, сказавшему «успокойтесь, книга никуда не денется», я тоже делаю утешительные: книги и интерес к ним есть и будет. А то, что именно будет использоваться в качестве носителя литературных образов в перспективе, вопрос, в общем-то, сугубо технический.

 Евгений Новиков

 
Статья прочитана 415 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru