В поисках любимой куклы

Частный коллекционер Вера Ананичева представила свою выставку «Воспоминания» в Лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра. В экспозицию вошли лучшие экземпляры кукольного производства Советской России периода 30-х – 90-х годов XX века.

– Мое увлечение началось с того, что я захотела найти свою куклу детства, она была безвозвратно утеряна, – говорит автор выставки Вера Ананичева. Но по ходу поиска я находила много интересных кукол и заразилась этим увлечением. Коллекция пополнялась по нарастающей, началась с простых кукол, затем появились редкие экземпляры 30-х годов. Сейчас в коллекции их всего около 200. Собрана она за три года, в основном путем приобретения на различных аукционах.

Благодаря частной коллекции Веры Ананичевой мы имеем возможность познакомиться с куклой третьей ценовой категории. Оценить работу мастеров, окунуться в многообразие образов и характеров кукол, предаться ностальгии и вспомнить то светлое, доброе, что способна пробудить в нас уютная, теплая вещь из далекого детства…

Большую помощь в организации выставки оказала коллекционер, член союза фотохудожников РФ Лариса Воробьева:

Как фотограф, я организовала не одну выставку, – говорит Лариса Михайловна. – И мне удалось убедить Веру в том, чтобы она показала свою уникальную коллекцию. Здесь очень много экземпляров кукол, которые редко встречаются сейчас. Вера атрибутировала, идентифицировала каждую куклу, ведь у них свои имена и фабрики-изготовители. Информации об этом крайне мало и чтобы это все Вера приложила колоссальные усилия. Все это автор сделала для нас, зрителей, чтобы мы могли прийти и увидеть своих кукол, с которыми многие из нас играли в детстве.

Куклы будут ждать вас до 25 февраля.

В 1932 г. в Загорске (Сергиев­-Посад) были созданы Всесоюзный научно-­экспериментальный институт игрушки и Индустриальный техникум игрушки. Советская педагогика уделяла большое внимание воспитательно­-образовательному значению куклы. Н.К. Крупская писала о кукле: «Важно, чтобы ребёнок имел простую, небьющуюся, не уродливую куклу, которую он мог бы купать, умывать, одевать, раздевать, в процессе этом учась завязывать тесёмки, застёгивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешёвая, но красивая – такая, которую трудно испортить, изуродовать». Вскоре появились фабричные куклы. Особенно плодотворным был послевоенный период.

Советская кукла предназначена для сюжетной игры ребенка. Она обладает внешней привлекательностью – до неё хочется дотронуться, взять в руки. Она удобна для манипулирования, благодаря материалу, из которого она изготовлена, куклу можно купать, ей можно придавать различные устойчивые позы. Дополнительные возможности для игры создаёт кукольный наряд, который легко может снять и надеть маленький ребёнок. Достаточно большой размер куклы, соотносимый с размерами самого ребёнка, позволяет видеть в игрушке партнёра, самобытного персонажа игры. Универсальная внешность, отсутствие деталей, акцентирующих телесность, и простота конструкций стимулируют активность и воображение ребёнка, дают возможность вкладывать в куклу разный характер. В то же время определённо детский облик игрушки позволяет ребёнку видеть в ней своё отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из семейной жизни. Именно детско­родительские отношения и сопутствующие бытовые ситуации, в первую очередь, требуют отображения в игре в дошкольном возрасте. Такие игры помогают ребёнку не только осознать собственный опыт, но и приобщиться к общечеловеческому. Через образ слабого существа, заложенный в кукле и направляющий игру ребёнка, для него открываются ценности общения, любви, сопереживания и тому подобное.

Типичная советская кукла 60­-х годов представляет собой образ ребёнка. Благодаря детским пропорциям лица и туловища нарочито детскому наряду (обычно это короткое платье, панталоны, гольфы и туфельки) кукла имеет отчётливый образ ребёнка-­дошкольника. Облик куклы реалистичен, части тела соразмерны. Такая кукла может сидеть и стоять без дополнительной опоры. Иногда игрушка может быть несложным механизмом – в зависимости от положения в пространстве у неё закрываются и открываются глаза, и она произносит слово «мама».

Ирина ЕЖОВА

 
Статья прочитана 226 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53