Да он морочит нам голову!

В «Доме поэзии Андрея Дементьева» проходит выставка живописи Владимира Войновича. Выставку продлили до конца февраля. Я бесконечно благодарен сотрудникам Дома поэзии за приглашение, хотя бы из-за того, что, посетив выставку, я узнал, что любимая мною с детства песня про космические карты и караваны ракет написана на его стихи.

Теперь о картинах. Если вы хотите улыбнуться, когда для этого нет особых причин, поспешите на выставку. Разглядывать картины в интернете – что смотреть футбол по телевизору. Никакие авторские флюиды не в силах проникнуть через провода и экран монитора. А так, постоите перед картиной, на вас нахлынут размышления, и вы обязательно улыбнетесь. Не важно, перед какой картиной вы стоите. Будь то сам Войнович в трусах, петух и курица у компьютера на столе, или Войнович в компании Пушкина и Гоголя.

Если же вас будет сопровождать экскурсовод, то вы еще и много нового и интересного узнаете о писателе Войновиче.

А еще я благодарен сотрудникам Дома поэзии за то, что, вернувшись домой, сел за компьютер и стал читать, читать, читать. Мне очень хотелось найти хоть одно высказывание маститого художника о живописном творчестве Войновича. Церетели, Глазунов, Шилов, Шемякин, Неизвестный… Их отзывов о картинах Войновича я не нашел.

Рассматривая автопортрет писателя в трусах, я понял, что назвать Войновича талантливым в живописи, никак не могу. Да так мой внук пятилетний сможет нарисовать!!! Да он морочит нам голову! Или шутит над нами.

Я проштудировал всю биографию писателя. Хотя делать это было не обязательно. В Доме поэзии вам расскажут историю живого классика. Очень интересный рассказ. Впрочем, рассказ этот – лишь одна из версий. Попробую изложить свою. Мне кажется, по духу она гораздо ближе ироничной природе писателя.

У меня сложное отношение к Войновичу, хотя «Пастернака не читал, но осуждаю» – это не про меня. Читал, смотрел и даже, оказывается, слушал его песню. Но юмора его я не понимаю. Рожденный в СССР, я просто не мог не любить свою Родину. Но я гораздо моложе писателя, поэтому гораздо позже стал многое понимать. Войнович родился в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Вой­новича.

Но взрослея, он стал понимать: что-то не так в этой великой стране. И в отличие от многих других, рассуждающих об этом «не так» на кухнях, стал говорить и писать об этом открыто.

В конце 1960-х годов Войнович принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность и сатирическое изображение советской действительности писатель подвергался преследованию, был исключён из Союза писателей СССР и в результате оказался за границей. Его лишили гражданства.

И вот самое время рассказать о живописи.

Живет себе человек за границей. В Германии. Он уже известен, заработал имя. От него ждут новых шедевров. А тут… Цитирую самого Войновича: «Я много лет занимался литературой, писал, писал, писал… и наступил какой-то момент, когда мне стало это очень скучно. Я садился за компьютер, я знал, что хочу написать, но не мог написать ни строчки».

На 63-м году жизни у Владимира Николаевича наступил момент полной апатии. И тут не могу не вспомнить снова автопортрета в трусах. Рядом с ним бутылка. По всей видимости, из-под шнапса. Выпил человек для поднятия духа, а тут жена принесла любительскую картину, которую ей подарили. И похулиганил! Что-то дорисовал. И пошло- поехало. Стал уже сам рисовать. От скуки. Эту шалость отследила знакомая, которая, к счастью для Войновича, оказалась галеристкой. Почему к счастью? Дело это оказалось прибыльным. Картины стали раскупать.

Что думал об этом сам Войнович? В одном из своих интервью он рассказал, как отреагировал на предложение сделать выставку его живописи: «Вы что, смеетесь? Какая выставка, это же просто так, любительская – чуть не сказал «мазня», но обижать себя слишком уж не хотелось».

Мне кажется, в этом весь Войнович. И его работы просто пронизаны духом самоиронии. И, конечно же, иронией. Курица и петух у компьютера. Это об авторах женских романов, которые выдают их на-гора с поразительной стабильностью, это о тех, кто вчера благодаря деньгам получил телевизионный эфир, спел песню, решил, что гениален и засел за романы. Хорошо еще, если у таких писателей хватало мозгов нанять профессионала – «литературного негра».

Собственно, картина, где Вой­нович рядом с Пушкиным и Гоголем, тоже об этом. Но это лишь моя версия. У каждого может сложиться своя.

Пытаясь отыскать отзывы маститых художников, я все-таки нашел то, что искал.

Воспоминания известного аниматора Юрия Норштейна: «О том, что Войнович занимается живописью, я узнал лет 10 назад. Кинооператор, с кем мы работали, он как-то пришел в студию, принес слайды: «Вот был у Войновича, снимал его живопись». Какая живопись? А он занялся живописью. Это всегда очень странно. Вдруг писатель меняет свои ориентиры. Я посмотрел слайды. Это было фантастично, потому что это было так простодушно и поэтому правдиво».

Действительно, правдиво. Фантастично? Пожалуй. В них много сказочности. Такую технику живописи принято считать наивным примитивизмом.

Но лично я считаю, что он просто морочит всем голову. Хулиганит! И делает это действительно гениально!

Андрей ВАРТИКОВ

 
Статья прочитана 175 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53