Татьяна Слесарева: «Без учителя ничего не состоится»

Тверская школа № 12 считается одной из лучших в областном центре и во всем нашем регионе. Более того, на протяжении четырех последних лет наша двенадцатая входит в топ-500 лучших школ России. Она также входит в число двухсот лучших школ страны по социально-гуманитарному направлению и в десятку лучших школ по филологическому направлению. Вот уже четырнадцать лет этой школой руководит замечательный педагог Татьяна Валентиновна Слесарева. Наш корреспондент встретился с ней, чтобы узнать, чем сейчас живет школьный коллектив, как развивается, как удается школе быть флагманом образования не только в нашем регионе, но и в масштабах страны.

Татьяна Валентиновна, вы уже 44 года трудитесь в системе образования, не накопилась ли усталость от этой, хотя и такой нужной, но все-таки очень непростой профессии?

– Знаете, когда я сама для себя самой провожу тестирование или анкетирование, их результаты подтверждают: я выбрала правильный путь в своей жизни. Педагогика – действительно мое призвание. Я люблю свою работу, и никогда не жалела о своем выборе.

– По образованию вы математик, а потому мой следующий вопрос «с математическим уклоном»: сколько учеников в вашей школе, сколько педагогов и сколько среди них относятся к категории «молодые»?

– Наша школа самая большая в области, у нас обучается 1 673 подростка, работает сто учителей. Из них молодых, то есть работающих в системе образования до трех лет – шесть человек. При этом каждому пятому учителю менее тридцати лет. То есть каждый пятый учитель нашей школы относится к категории молодых. А это двадцать процентов.

– А какой учитель относится к категории молодых специалистов?

– Молодым специалистом считается тот, кто работает в школе менее трех лет. И тут надо сказать, что я очень благодарна нашей Тверской городской Думе, которая приняла решение, согласно которому молодые специалисты три года получают доплаты к своей базовой ставке, а это составляет 3 983 рубля. За это время молодой специалист вместе с куратором готовит себя к тому, чтобы выйти на первую квалификационную категорию. То есть молодой учитель получает своего рода временной аванс и возможность расти в профессиональном плане.

– Какая именно работа в школе ведется с педагогами, которые делают только первые шаги в профессии?

– Институт наставничества, который действовал прежде, действует у нас и теперь. У каждого молодого педагога есть опытный педагог-наставник. И когда у молодого учителя возникают проблемы, он может обратиться за помощью и поддержкой к наставнику. В нашей школе уже много лет работает Школа молодого учителя. Молодых специалистов курирует заместитель директора по научно-методической работе, все учителя первой и высшей категорий дают для них открытые уроки. Потом эти уроки «разбираются», сам учитель объясняет, что ему удалось, над чем еще нужно проработать, на что обратить особое внимание. Молодые педагоги тоже высказывают о таких уроках свое мнение, учатся, используют опыт старших. Ведь это только со стороны кажется, что все просто, но надо понимать, что каждый урок требует тщательной подготовки. Словом, мы не бросаем педагога на произвол судьбы – готовь урок, а потом мы посмотрим, что у тебя получилось. План урока, его структура, его содержание – все в фокусе внимания опытных коллег, помощь оказывается на всех этапах. В итоге молодой учитель входит в класс всесторонне подготовленным.

– Меняются программы, меняются требования к урокам, меняются требования к процессу обучения, меняются, конечно, и сами дети…

– Да, мы сейчас работаем с детьми, которых иногда называют «цифровыми», про мышление которых говорят – «клиповое». И учить мы таких детей должны по-другому, не так, как учили прежде. Нужно учителю понимать и родителей учеников, которые росли и воспитывались в девяностые годы.

– Одно время высказывалось предложение – организовать школу, где будут работать только молодые учителя. Дескать, в наших школах слишком много пожилых педагогов, которые не всегда слышат детей и могут идти в ногу со временем. Ваше отношение к таким предложениям?

– На мой взгляд, школа, где преподают только одни молодые учителя, внешне будет интересной, но настоящего коллектива учителей, способных дать ученикам всесторонние знания, в ней не будет. Нужно разумное сочетание педагогического и даже просто жизненного опыта с энергией молодости. Приведу пример: иногда между молодым педагогом и родителями ученика возникают конфликты. Причем конфликт может возникнуть, что называется, на пустом месте, просто потому, что у молодого учителя нет достаточного жизненного опыта, и он не может понять позицию родителей по тому или иному вопросу. А опытный педагог легко разрешит такой конфликт, более того, такой конфликт с родителями у него даже и не возникнет. И в этом плане опытные педагоги могут помогать своим молодым коллегам. И такая помощь опытных, их дельные советы молодым очень нужны. Я считаю, что в хорошем педагогическом коллективе сочетается и опыт, и мудрость, и энергия молодости. Такой коллектив будет гармоничным, опытные и молодые должны дополнять друг друга.

– Что вы пожелали бы тем, кто решил стать учителем или только начинает работать в школе?

– Я всегда молодым учителям говорю: если вы хотите состояться в профессии, вы должны понимать, что вы обречены на вечное «учиться, учиться и учиться». И по специальности, и в нравственном смысле. Педагог воспитывает патриотов, и на его личном примере подростки учатся. Так, например, 9 мая страна выходит на акцию «Бессметный полк». Учителя и ученики нашей школы тоже участвуют в этой акции. И ученики «читают», что чувствуют их наставники во время такой акции, каково их отношение к великой истории страны. Это и есть уроки патриотизма.

– Каким вам видится будущее школьного образования?

– 30 января этого года, на встрече доверенных лиц с Владимиром Владимировичем Путиным, наша рабочая группа педагогов внесла предложение – создать государственную программу «Учитель России». Очевидно, что от того, какой придет учитель в школу, через пять, десять, двадцать лет будет зависеть, какое образование получат дети. Ведь какие бы мы компьютеры ни привозили в школы, какие бы интерактивные доски мы ни использовали бы, какие бы программы ни внедрялись, без учителя ничего не состоится. Все равно в школе главное – это учитель. И я надеюсь, что программа «Учитель России» скоро вступит в действие. Это нужно всему нашему обществу, всей стране.

Евгений Новиков

 
Статья прочитана 302 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53