Немеркнущий образ

В Тверском императорском дворце расположилось собрание Тверской областной картинной галереи. Одними из наиболее интересных новинок стали включенные в экспозицию произведения XVII–ХIХ веков, которые посвящены образу небесного покровителя Тверской земли благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.

Пройдем по залам дворца и посмотрим, какие произведения искусства, посвященные князю Михаилу Тверскому, представлены в постоянной экспозиции. На просьбу рассказать об экспозиции любезно откликнулась сотрудница картинной галереи, искусствовед, специалист по древнерусскому искусству Ната Майорова. Специально для читателей газеты «Вся Тверь» она провела интереснейшую экскурсию.

– В экспозиции дворца представлено около двадцати произведений с изображением князя Михаила Тверского, – рассказывает Ната Майорова. – В основе всех образов князя на протяжении шести столетий вплоть до начала ХХ века был прижизненный княжеский портрет на миниатюре мастера Прокопия в переписанной в Твери по княжескому заказу «Хроники Георгия Амартола» начала XIV века.

Наша экскурсия началась в отделе древнерусского искусства. Посетители дворца здесь могут видеть икону с изображением святителя Арсения, благоверного князя Михаила Ярославича и преподобного Сергия Радонежского.

– Икона была привезена из Рамешковского района, – поясняет Ната Майорова. – Справа от ростовых фигур трех святых помещены икона «Богоматерь Казанская» и родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария, почивающие в гробах в монашеских одеждах. Галерея получила эту икону в запущенном состоянии. Она потемнела от времени. Мы провели реставрацию, и стало ясно, что икона написана автором, прошедшим хорошую академическую школу. Сейчас икона занимает достойное место в экспозиции дворца.

Из отдела древнерусского искусства мы переходим в отдел археологии. Здесь представлены предметы из Архиерейского дома и храма Господня в Городне.

Ната Майорова обращает наше внимание на одну из икон:

– Значительной духовной мощью отличается икона «Благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские», датированная 1760 годом, где святые представлены на фоне условного холмистого пейзажа. На обороте сохранились остатки надписи: «сей … Дмитрея … выполнена в 1760 году…». Судя по расположению на надписи имени, Дмитрий – заказчик образа, вероятно, тверитянин.

В западном крыле на втором этаже расположено одно из красивейших помещений Императорского дворца – бывшая домовая церковь. Когда-то здесь был устроен храм святой Екатерины. После реставрации в бывшем храме разместили экспозицию икон и произведений декоративно-прикладного православного искусства. Здесь мы также увидели иконы с образом Михаила Тверского. Храмы, для которых они были написаны, уже не существуют. Но иконы живут благодаря усилиям музейных сотрудников и реставраторов, спасших их от разрушения.

– Появление самых значительных произведений иконописи с изображением Михаила Ярославича связано с последними десятилетиями ХVII века, – продолжает свой рассказ Ната Майорова. – В основе композиции – предстояние святых в единой молитве облачному Спасу Вседержителю. Несомненно, большая часть этих икон написана в Твери, где в то время существовали многочисленные иконописные мастерские.

Совершенным примером этой иконографии является икона «Святитель Арсений и святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверские» с тверским Кремлем и «Преображением» из собрания Тверской областной картинной галереи. Икона находилась в Тверском музее, куда поступила из коллекции московского собирателя П.И. Щукина в 1893 г. Святые молятся иконе «Преображение Господне» – одного из двунадесятых праздников, в честь которого был освящен Тверской кафедральный собор, Спас Златоверхий. Святитель Арсений и святой благоверный князь Михаил Ярославич – молитвенники и заступники за всю тверскую землю, её символом предстает на иконе тверской Кремль.

На площади перед дворцом идет восстановление древнего Спасо-Преображенского собора. Примечательно, что изображение главного храма тверской земли помещено на одной из икон в коллекции картинной галереи и связано с образом Михаила Тверского.

– Богато украшенные окладами иконы с изображением тверского Кремля появились во множестве в течение ХVIII века, – рассказывает Ната Майорова. – Тверская галерея хранит икону начала ХVIII века, написанную под оклад, привезенную владельцем из Торжка. Спасо-­Преображенский собор представлен пятиглавым с увенчанным отдельной главой алтарем на переднем плане. Правая рука князя прижата к груди, левая отведена в сторону. Подобный жест князя встречается и на других иконах.

Одна из самых удивительных внешне икон размещена в отделе древнерусского искусства. На иконе написан не один и не два образа святых, как чаще всего мы видим, а несколько. Что это за икона?

– Это так называемая семейная икона, особо популярная в ХIХ столетии, – поясняет Ната Майорова, – на ней изображена группа избранных святых, соименных членам одной семьи. Святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич часто входит в состав таких семейных охранителей и предстателей-молитвенников, что говорит о популярности самого этого имени. Одна из них (в киоте с широкой резной вызолоченной рамой в виде вьющейся виноградной лозы) происходит из Торжка. Тверские подвижники помещены слева рядом с основателями Борисоглебского монастыря преподобными Ефремом и Аркадием Новоторжскими.

На другой иконе мы видим знакомый образ небесного заступника Тверской земли, а рядом с ним женский образ. Рассказывает Ната Майорова:

– Здесь Михаил Тверской написан рядом с мученицей первых веков христианства Соломонией на фоне восточного пейзажа с кипарисами. Такие двойные иконы чаще всего заказывались в память о бракосочетании. Это одна из поздних икон конца ХIХ века.

Шло время, неизбежно менялись художественные приемы мастеров иконописи. Ната Майорова обращает наше внимание на выставленные в витрине небольшие образки:

– Конец ХIХ – начало ХХ века дает свое прочтение образа святого князя Михаила Тверского. Появляются однофигурные иконы, созданные для храмов, которые включались в местный ряд иконостасов, а также миниатюрные образки для паломников. Все они свидетельства того огромного чувства любви и благодарности, которое испытывали тверичане к своему земляку, отдавшему жизнь «за други своя». В основе этих икон лежит особенная личная молитва.

Завершив осмотр отдела древнерусского искусства, мы переходим в залы дворца, в которых размещена экспозиция отдела русского искусства картинной галереи. В одном из помещений, так называемой Малиновой столовой, по обе стороны от двери размещены две очень выразительные картины: «Напутствование князя Михаила Тверского» и «Смерть Михаила Тверского». Автор полотен – художник Иван Петрович Орлов. Обе картины были написаны в 1847 году.

Ната Майорова дает пояснения:

– Это исторические композиции, иллюстрирующие житие князя, написанное игуменом Александром. В пышной повествовательной манере по всем законам академической живописи середины ХIХ века прославлен подвиг князя Тверского. На одной из них коленопреклоненный князь с сыном Константином внимает словам игумена Александра. Шея князя закована в колодку. Справа появляется убийца – бритоголовый золотоордынский воин с обнаженным кинжалом. Венчает картину летящий ангел с мученическим крестом. Посредством парадной торжественной композиции автор стремится к прославлению подвига любви и самопожертвования. Ради этого художник несколько грешит против исторической истины, показав палачом князя собирательный образ ордынца.

Супругой князя Михаила Тверского являлась княгиня Анна Кашинская, очень почитаемая в Тверской земле, а особенно в городе Кашине. Неудивительно, что изображение двух любимых тверских святых вдохновляло многих живописцев. Иконописные образы благоверной княгини Анны Кашинской начала ХХ века, периода восстановления ее почитания, также представлены в постоянной экспозиции галереи.

Наша прогулка по залам дворца завершена. Мы увидели, что  образ святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского живет в народном сознании в течение долгих веков, к личности князя и его подвигу обращались многие художники, и в собрании Тверской картинной галереи хранится немало интереснейших икон, картин и предметов декоративно-прикладного искусства.

Научными сотрудниками Тверской картинной галереи разработана экскурсия «Образ святого благоверного князя Михаила Тверского в собрании картинной галереи». Если кто-то захочет ознакомиться с коллекцией предметов искусства, посвященных Михаилу Тверскому (а таких людей, несомненно, очень и очень много), следует обращаться в музейно-просветительскую службу картинной галереи.

Князь Михаил Ярославич Тверской родился в 1271 году, в 1285 году стал тверским князем. Вел активную объединительную политику, но потерпел поражение в борьбе с Московским княжеством. Жизнь великого уроженца тверской земли оборвалась 22 ноября 1318 года в ставке Золотой Орды,  в предгорьях Большого Кавказа, где Михаил Тверской был казнен по приказу хана Узбека. Своей жизнью и мученической смертью князь заслужил память о себе, негаснущую много веков. Канонизирован Русской православной церковью.

Марина Шандарова, фото из архива ТОКГ

 
Статья прочитана 404 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53