Святость отражается в искусстве

                           Феодоровский собор в Санкт-Петербурге

Жизнь человека, прославленного в лике святых православной церковью может находить свое отражение не только в иконописи и житийной литературе, но и в летописях, художественной литературе, поэзии, церковном зодчестве, живописном и музыкальном творчестве, монументальном искусстве. Свое отражение в этих формах нашел и образ святого князя Михаила Тверского.

Храмы Михаила Тверского в Санкт-Петербурге

Строительство некоторых храмов, посвященных святому князю Михаилу Тверскому в разных уголках России, было в свое время приурочено к юбилейным торжествам 1913 года, когда в империи с большой пышностью и размахом отмечалось 300-летие дома Романовых. Это храмы во имя святого Михаила Тверского, о которых уже говорилось выше: в Тбилиси, Ельце и в Уфе. Но самым главным храмом, построенном к романовским торжествам, был, конечно же, Феодоровский Собор в Санкт-Петербурге, посвященный покровительнице Дома Романовых иконе Божией Матери «Феодоровская».

И по архитектуре, и по наименованию престолов в честь определенных святых, этот величественный собор был задуман, как зримое символичное воплощение духовно-исторической преемственности двух правящих династий земли Русской за все время ее существования – династии Рюриковичей и династии Романовых. Спроектирован и выполнен храм был в стиле модерна в сочетании с архитектурными традициями древнего зодчества Ростово-Ярославской земли XVI-XVII веков. До сих пор это творение архитектора Степана Самойловича Кричинского (1874–1923) вызывает в общественной среде самые противоречивые  оценки – от восторгов и восхищения до полного неприятия и обвинений в архитектурной безвкусице и эклектике.

Идея создания храма была высказана около 1907 года, а в 1909 году был создан Строительный комитет, высочайшее попечение и покровительство над которым было возложено на брата царя, великого князя Михаила Александровича. Председателем комитета назначили генерал-­майора Дмитрия Яковлевича Дашкова, состоящего в свите великого князя.

Храм строился на всенародные пожертвования. Известно, что первый вклад был внесен святым православным Иоанном Кронштадтским.

Закладка храма, посвященного главной династической святыне Дома Романовых – иконе Божией Матери «Феодоровская», состоялась летом 1911 года при личном участии Михаила Александровича.

15 января 1914 года состоялось освящение центрального Феодоровского престола на втором (верхнем) этаже храмового комплекса. На церемонии присутствовали Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной и Марией, великая княгиня Елизавета Федоровна и вдовствующая императрица Мария Федоровна с дочерью великой княгиней Ольгой Александровной.

Центральный предел нижнего храма посвятили самому известному и прославленному из Рюриковичей святому благоверному князю Александру Невскому (покровителю Санкт-Петербурга и трех императоров из династии Романовых: Александра I, Александра II и Александра III).

Боковые пределы нижнего храма освятили в честь святого Филарета Милостивого и мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича.

Центральный предел верхнего храма на втором этаже посвятили, как уже говорилось выше, иконе Божией Матери «Феодоровская» – покровительнице династии Романовых, а боковые пределы – святому Николаю Чудотворцу и мученице Александре, небесным покровителям императора Николая II и его супруги Александры Федоровны (сейчас это нижний предел святых царственных страстотерпцев), а также святому благоверному князю Михаилу Тверскому и святому Алексию Митрополиту Московскому – небесным покровителям великого князя Михаила Александровича и Цесаревича Алексея (сейчас этот северный предел переосвящен во имя Новомучеников и исповедников Российских).

Феодоровский собор, вмещавший до трех тысяч человек, построили из железобетона, а снаружи – еще одна связь с Тверским краем – облицовали белым старицким камнем-известняком. В годы советской власти храм сильно пострадал. Были сбиты купола и уничтожены многие уникальные декоративно-прикладные детали внутреннего и внешнего убранства.

Храм, возвращенный верующим в 2005 г., реставрировали и к юбилейным торжествам в честь 400-летия со времени правления династии Романовых (1613–2013) он был освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Храм вновь засиял былым благолепием и великолепием, только, к сожалению, в нем нет больше прежнего исторического предела в честь святого благоверного князя Михаила Тверского.

К числу уничтоженных на сегодняшний день храмов во имя Михаила Тверского в Санкт-Петербурге относится и домовой храм при школе-приюте «Воинского благотворительного общества Белого Креста попечения о нуждающихся семействах воинов, потерявших здоровье в мирное время», высочайшим покровителем которого был князь Михаил Александрович.

Общество было образовано в 1880 году. В 1895 году при нем открыли Школу-приют, где обучались сироты и полусироты обер-офицерских семей для их подготовки к дальнейшему поступлению в кадетские корпуса. В 1897 году для школы приобрели собственный дом, при котором и был открыт домовой храм, освященный в 1904 г. протоприсвитером русской армии протоиереем Александром Желябовским во имя князя Михаила Тверского – тезоименитого святого августейшего покровителя и школы, и общества «Белый Крест».

По своему статусу домовой храм при школе-приюте являлся приписным и относился к церкви святого Николая Чудотворца при Офицерском кавалерийском училище.

В советское время храм был разобран, а в самом здании школы-приюта долгие годы находилась детская больница. В 2001 году здание «перепрофилировали» в элитный жилой дом. Современный адрес дома: ул. Очаковская, 6. Интересно, что параллельно Очаковской улице расположена улица Тверская.

Храм Михаила Тверского в Тбилиси

История строительства храма в честь Михаила Тверского в Тбилиси связана с именем одного из самых влиятельных сановников Российской империи конца ХIХ – начала XX веков наместника на Кавказе графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова (1837–1916) и его супруги Елизаветы Андреевны, безмерно любивших великого князя Михаила Александровича.

Граф Воронцов-Дашков в трудное время опалы Михаила Александровича при дворе после его морганатического брака всячески способствовал смягчению жесткого отношения императора Николая II к судьбе своего младшего брата. После начала Первой мировой войны Воронцов-Дашков ходатайствовал пред императором о назначении великого князя Михаила командующим созданной по его инициативе так называемой туземной «дикой дивизии».

К 300-летнему юбилею династии Романовых в 1913 году граф вместе с супругой стал инициатором и организатором строительства в Тбилиси русского православного храма. Новый храм специально посвятили святому князю Михаилу Тверскому, как покровителю одного из представителей дома Романовых, брату императора Николая II и любимцу Воронцова-Дашкова великому князю Михаилу Александровичу.

Продолжение следует…

 Роман МАНИЛОВ

 
Статья прочитана 236 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53