Святость отражается в искусстве

Жизнь человека, прославленного в лике святых православной церковью, может находить свое отражение не только в иконописи и житийной литературе, но и в летописях, художественной литературе, поэзии, церковном зодчестве, живописном и музыкальном творчестве, монументальном искусстве. Свое отражение в этих формах нашел и образ святого князя Михаила Тверского.

Храм Михаила Тверского в Перми

Все храмы в честь Михаила Тверского, о которых мы рассказывали в прошлых номерах «ВТ», были связаны с прижизненной судьбой и деятельностью великого князя Михаила Романова. Храм в городе Перми имеет несколько иную судьбу. Туда большевики сослали Михаила Александровича в 1918 году и местный храм в честь Михаила Тверского оказался связан уже с посмертной судьбой и памятью о родном брате императора Николая II.

После Октябрьской революции 1917 года Петроградский военно-революционный комитет принял решение оставить Михаила Александровича в Гатчине, находившейся полностью под контролем советского правительства. В ноябре 1917 года Михаил Александрович обратился к новым властям с просьбой узаконить его положение в Советской России. Управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич выдал разрешение «о свободном проживании» Михаила Александровича как рядового гражданина республики.

7 марта 1918 года великий князь и его окружение были арестованы по постановлению Гатчинского совета в связи с тревожной обстановкой и возможным наступлением немцев на Петроград. Арестованных доставили в Комитет революционной обороны Петрограда, штаб которого возглавлял М.С. Урицкий. 9 марта 1918 года на заседании Малого Совнаркома было рассмотрено предложение Урицкого о высылке Михаила Александровича, его секретаря Н.Н. Джонсона и других арестованных в Пермскую губернию. В результате было вынесено решение, подписанное В.И. Лениным: «…бывшего великого князя Михаила Александровича,… выслать в Пермскую губернию вплоть до особого распоряжения. Место жительства в пределах Пермской губернии определяется Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, причём Джонсон должен быть поселён не в одном городе с бывшим великим князем Михаилом Романовым».

По пути в Пермь сопровождавший Михаила Александровича Джонсон отправил телеграмму Ленину с просьбой оставить его при великом князе. 25 марта 1918 года в Пермь была послана телеграмма за подписью Бонч-Бруевича и Урицкого с разрешением Михаилу Романову и Джонсону жить на свободе «под надзором Советской власти».

12 июня 1918 года местные представители советской власти конспиративно и тайно «похитили» Михаила Александровича и его секретаря Джонсона и расстреляли недалеко от города в безлюдном месте, объявив публично о том, что великий князь бежал из Перми к белогвардейцам в Сибирь.

Через месяц 17 июля 1918 года в Екатеринбурге та же участь постигла семью его брата Николая II.

Несколько лет назад в Перми в Чапаевском микрорайоне города в память о брате последнего российского императора, на приблизительном месте расстрела великого князя Михаила Александровича и его личного секретаря Николая Николаевича Джонсона построили часовню во имя святого благоверного князя Михаила Тверского. Строительство храма-памятника было начато в 1998 году попечением Свято-Троице Серафимова монастыря, а закончено в 2006 году.

Таким образом, имя и деяния великого князя Михаила Александровича  Романова всячески способствовали почитанию имени Михаила Тверского далеко за пределами Тверского края в разных уголках Российской империи.

Распространение почитания памяти тверского князя было закреплено самым эффективным из всех возможных способов – строительством православных храмов в его честь или же посвящением его имени отдельных храмовых пределов.

Храмы Михаила Тверского возвели в начале XIX века в Тбилиси, Санкт-Петербурге и Ельце. Отдельные престолы, освященные в честь Михаила Тверского, были устроены в Уфе и Санкт-Петербурге. Уже в наше время в Перми построили храм во имя Михаила Тверского в память о Михаиле Романове.

В настоящее время не сохранился домовой храм во имя Михаила Тверского при школе-приюте общества Белого Креста и предел памяти Михаила Тверского в Феодоровском соборе в Санкт-Петербурге. В утешение этого факта можно сказать, что в Северной столице все же есть храм, так или иначе связанный с судьбой и жизнью князя Михаила Тверского. Это действующий на сегодняшний день храм на Сампсоньевском проспекте (дом 53) постройки 1907–1909 гг. во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской – жены князя Михаила Тверского. Сейчас этот храм является подворьем Введено-Оятского женского монастыря, расположенного в Ленинградской области.

Другие храмы Российской империи в честь Михаила Тверского

Помимо храмов и отдельных пределов, посвященных тверскому князю, строительство которых оказалось связано с именем Михаила Романова, в царской России были еще и другие храмы в честь Михаила Тверского.

Это действующий на сегодняшний день храм в городе Николаеве на Украине (постройки 1830–1848 годов), недействующий и находящийся в полуразрушенном состоянии  храм в с. Щербет Республики Татарстан (постройки 1761 года), уничтоженный монастырский храм во имя Михаила Тверского несуществующего ныне, Воскресенского мужского монастыря в г. Святой Крест (ныне Буденовск) и храм Михаила Тверского в селе Ботово Волоколамского района Московской области.

Храм в городе Николаеве

Город Николаев основал выдающийся государственный деятель России XVIII века, фаворит Екатерины II Григорий Потемкин в 1789 году, а строительством города занимался его сподвижник, уроженец города Курска Михаил Леонтьевич Фалеев (1730–1792).

Михаил Фалеев положил немало сил и трудов как на создание судовой верфи, так и на строительство вокруг верфи самого города Николаева. Первый гражданин Николаева после своей смерти был похоронен в главном – Адмиралтейском соборе города.

Строительство храма в честь святого князя Михаила Тверского в Николаеве, в районе с историческим названием Варварка связано с именем племянницы и протеже Григория Потемкина Варвары Васильевны Голицыной (1761–1815) урожденной Энгельгрардт – одной из выдающихся женщин Екатерининской эпохи.

В 1800 году Варвара Васильевна купила у своей сестры Александры большой земельный надел в Херсонской губернии. Новая помещица завезла туда крестьян и основала село Варваровку, в котором построила господский дом, деревянную церковь и переправу через Буг.

Церковь в Варваровке построили в 1811 году и как гласит предание – взамен прежней старинной обветшалой деревянной церквушки-часовни, находящейся на территории нового имения Варвары Голициной.

Каменный храм вместо прежней деревянной церкви построен в 1830–1848 годах уже новый владелец имения граф де Ламберт. В 1886 году известный Николаевский архитектор Евгений Антонович Штукенберг (1859–1919) перестроил храм в стиле классицизма и именно в этом виде внешний облик храма сохранился до наших дней.

Не удалось найти информацию о том, почему еще с XVIII века церковь на Варварке была посвящена святому князю Михаилу Тверскому. Есть лишь сведения николаевских краеведов, которые сейчас проверить сложно, о том, что Варваровку и отчасти сам город Николаев строила большая группа переселенцев из Тверского края, попавших по царскому указу о заселении южных губерний и для освоения пустынных берегов Черноморского побережья.

Продолжение следует…

Роман Манилов

 
Статья прочитана 301 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53