Взлететь над залом

Премьера спектакля «Двенадцать стульев» стала ярким завершением театрального сезона в Тверском театре драмы. Невероятно трудную задачу поставил перед коллективом Тверского академического театра драмы режиссер Александр Павлишин – поставить спектакль по произведению, известному зрителю в цитатах; густо насыщенному яркими персонажами и острыми событиями; экранизированному неоднократно и талантливо. Имелось множество причин, чтобы в очередной раз обратиться к надежнейшему Островскому, а не к сатирическим Ильфу и Петрову. Однако театр рискнул и под занавес 272-го театрального сезона три вечера подряд и еще один вечер отдельно показывал музыкальную комедию в двух действиях с одним антрактом.

Общее впечатление от премьерного спектакля: яркое, неординарное, непривычное для Тверского театра (драмы!) зрелище. Еще удивительнее тот факт, что занятые в спектакле артисты явно получают удовольствие от своей крайне напряженной работы, по ходу действия с полной отдачей поют и танцуют, будто они состоят в штате театра музкомедии, а то и кабаре. Могут, оказывается! Это преодоление самих себя не может не вызывать уважения. Еще недавно примы тверской сцены выступали словно павы, произнося выдержанные реплики, и все это подавалось под соусом соблюдения классических традиций, а теперь наши звезды в самых смелых нарядах исполняют рискованные па и принимают самые непринужденные позы. Геннадий Бабинов в роли Остапа Бендера так и вовсе раскачивается над залом на длинном канате, рискуя заехать ботинком в лоб зрителям первых рядов.

Зрителям такой эксперимент явно нравится. На премьерных спектаклях зал был полон, аншлаг наблюдался также в буфете и возле выносных столиков с напитками и закусками, в фотозонах, в фойе и, само собой, в туалетах. На поклонах артистам несли букеты и громко шептали слова признания. Тверской театр стал невероятно модным местом проведения досуга, и если вы давно не посещали очаг Мельпомены, то будете приятно удивлены.

Кто же подарил Твери эту феерию? Режиссер-постановщик и автор инсценировки спектакля «Двенадцать стульев» – Александр Павлишин. Это вторая его работа в нынешнем сезоне. Первой стал спектакль «Отцы и дети» по роману Ивана Тургенева. Художник-постановщик – Николай Юдин. Наверное, это он придумал установить во всю сцену лестницу с широкими ступенями, которая, в зависимости от обстоятельств, превращалась то в кабаре, где отрывается от советской действительности Ипполит Воробьянинов, то в ресторан, где кутит он же, то в редакцию газеты «Станок», то в общежитие имени Семашко, то в шахматный клуб города Васюки или подмостки театра «Колумб». Художник по свету Дмитрий Зименко (Митрич) все это осветил, балетмейстер-постановщик Наталия Чернина научила артистов двигаться под музыку, написанную Иолантой Мельниковой.

Музыкальных номеров, иллюстрирующих действие или продолжающих его, в спектакле множество. Дело это для тверского театра достаточно новое, однако отдаются ему артисты с большим увлечением. Настолько, что временами смотреть на музыкальные номера интереснее, чем на действие, особенно в первом акте, где действие разворачивается не слишком динамично: сцены встречи Остапа и Ипполита, заключения соглашения, переговоры с дворником, инспекция Остапом 2-го дома старсобеса и другие с детства известные перипетии могли бы идти чуть быстрее. Зато волжско-кавказская эпопея компаньонов проходит молниеносно.

Любопытная находка авторов спектакля по актерскому составу. В спектакле занято ровно двенадцать актеров. Отбросим двоих – Геннадия Бабинова (Остап Бендер) и Алексея Великотного (Киса Воробьянинов) – они играют только свои роли, главные. Зато остальные десять участников спектакля представляют от шести до 14 образов каждый! Иногда на переодевание артистов уходит не более минуты времени. Например, крайне напряженно эксплуатируется дарование Никиты Березкина: главная его роль – отец Федор (и весьма выразительный!), помимо которого актер изображает еще несколько эпизодических персонажей, в том числе моряка, лихо отплясывающего танец «Яблочко». Дарья Плавинская убедительна в роли матушки Екатерины, а еще она обитательница богадельни, царица Тамара, глубоко беременная студентка, аукционистка, актриса театра-кабаре, а также стул. Впрочем, «роли» стульев достались каждому участнику постановки.

В целом, артисты являют зрителю ровно те типажи, к которым мы привыкли: Остап Бендер энергичен, изобретателен и чужд сантиментам; Воробьянинов одержим жаждой обогащения и возвращения к прежнему паразитическому образу жизни; отец Федор также ловок и являет редкий ныне образец сатиры на православного батюшку; Эллочка (Юлия Бедарева) бездумна и мечтает только о нарядах и праздности; шахматисты-васюкинцы зачарованы фантазиями турецкоподданного; мадам Грицацуева (Евгения Голубева) во власти своего стремительного жениха… Спектакль являет нам целую галерею образов советских граждан образца 90-летней давности. Причем режиссер поселил некоторых из них в Тверь. Судя по фотовидам сцены, под Старгородом Александр Павлишин понимает именно Тверь. Примем этот факт как данность, без обид.

Роман был написан Ильей Ильфом и Евгением Петровым в конце 1927 года и отражал реалии периода нэпа. С тех пор многое изменилось в мире и в стране. Однако сильно ли переменилась человеческая сущность, ее пороки и добродетели? Разве нет среди нас персонажей, показанных Ильфом и Петровым? Эксперимент с воспитанием образцового советского человека благополучно провален, и вокруг по-прежнему живут голубые воришки и их тучные племянники, пьянчуги-дворники, а также Кислярские, Чарушниковы, Изнуренковы, Персидские и Коробейниковы. Но изредка встречаются и искренние Лизы, доверчивые Щукины, наивные жители маленьких Васюков, мечтающие о большой славе. Жизнь продолжается, хотя лед и тронулся. До встречи в новом театральном сезоне!

текст: Марина Шандарова, фото автора

 
Статья прочитана 243 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru