Ситуация на «ТВЗ»: борьба за права людей или политическая игра?

3-фото верхВ среду, когда писалась эта статья, на «ТВЗ» было жарко: руководство завода и «Трансмашхолдинга» пыталось убедить сотрудников предприятия не выходить на митинг, назначенный на 20 февраля. Не получилось: профком был всерьез настроен вывести людей на улицу. Однако уже 19 февраля в администрацию Твери поступило уведомление об отказе от проведения митинга. Договорились? Возможно. В любом случае, такое решение профкома можно только приветствовать. Почему? Причины имеются, и связаны они не только с вмешательством федеральных чиновников в ситуацию на «ТВЗ»…

Пострадавшие и примазавшиеся

К готовящейся акции протеста уже решили примкнуть те, кто к ней, мягко говоря, не имеет никакого отношения и, что самое главное, никоим образом не сможет повлиять на положение предприятия. Кто же это? Правильно, угадали: наша вездесущая парламентская оппозиция, старающаяся встать во главе любого протеста – неважно, по какому поводу этот протест. Сразу же вспоминается недавний митинг МУП «ГЭТ», который эти господа (ах, пардон, товарищи) превратили в самый настоящий базар, а когда глава администрации Твери Юрий Тимофеев попытался рассказать о реальных шагах, предпринимаемых муниципалитетом для реанимации городского электротранспорта, ему не дали вставить слово.

Могли ли профессиональные оппозиционеры остаться в стороне, когда вновь появился отличный повод пошуметь? Ну конечно же, нет! Первое, что они присоветовали вагоностроителям – обратиться к федеральному правительству с требованием о помощи. Вопрос о том, у кого в данной ситуации можно и нужно что-то требовать – отдельный, я к нему еще вернусь.

Дальше пошли технические подробности. Как сообщает РБК, «красный» депутат Госдумы обещал помочь митингующим со звуковой аппаратурой и листовками, а его коллега из областного Заксобрания рассказал, что к митингу вагоностроителей присоединятся сотрудники МУП «ГЭТ», и работники «Центросвармаша». Так что, если б акция состоялась – как пить дать, на ней было бы нескучно. Вот только, боюсь, вопль отчаяния работников «ТВЗ», находящихся под угрозой увольнения, наверняка утонул бы в какофонии популистских лозунгов и требований не по адресу.

Ситуация, согласитесь, напоминает шумную свадьбу с огромным количеством гостей, большинство из которых имеют весьма отдаленное отношение к молодым, а через три-четыре тоста и вовсе забывают, по какому поводу тусовка. Зато энергии и куража – хоть отбавляй… Что получится донести до власти с помощью ТАКОЙ акции – непонятно. Но то, что ничего конструктивного – факт. Осознают ли это в профкоме «ТВЗ»? Сложно отвечать за других, но сам факт отмены митинга говорит о том, что понимание ситуации все же присутствует.

 У кого требовать?

Кто-то умный сказал, что правильно сформулированный и заданный по правильному адресу вопрос – это как минимум пятьдесят процентов успеха. Так как же формулировать свои вопросы сотрудникам «ТВЗ», а главное – кому их задавать? Здесь для понимания ситуации необходима небольшая предыстория.

Тверские блогеры подробнейшим образом исследовали вопрос о принадлежности ОАО «ТВЗ». И вот что выяснили. Тверской вагонзавод входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг», которое, в свою очередь, на сто процентов принадлежит голландской компании The Breakers Investments B.V. Да-да, это не опечатка – именно голландской. Почему так – не спрашивайте, ибо ответа на этот вопрос у меня нет.

Впрочем, паниковать рано: голландскую компанию контролируют вполне себе российские предприниматели. Это – Искандер Махмудов, основатель и президент «Уральской горно-металлургической компании» и Андрей Бокарев – совладелец и председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО УК «Кузбассразрезуголь», член Совета директоров ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», ОАО «Алтай-кокс». Структурам, контролируемым этими почтенными господами, принадлежит 50 процентов минус 2 акции The Breakers Investments B.V. А по 25 процентов плюс 1 акция принадлежат ОАО «РЖД» и французской компании Alstom.

К чему все это описывается так подробно? А к тому, что руководитель «РЖД» Владимир Якунин не так давно заявил о намерении продать принадлежащие компании акции The Breakers Investments B.V. Что повлечет за собой эта сделка? Вот что пишет на данную тему известный тверской блогер Игорь Богатырев: «Французы – практически конкуренты ТВЗ в сфере вагоностроения. РЖД на данный момент, наоборот, – основной потенциальный покупатель продукции ТВЗ, и вроде бы, в качестве его прямого совладельца, должны бы и как-то заботиться о нем, но… Якунин заявил о намерении продать этот пакет акций, а, следовательно, это «кольцо взаимозаинтересованности» просто разорвется, и с точки зрения этих отношений ТВЗ окажется уже и номинально не нужным владельцам «Трансмашхолдинга». Скорее, даже наоборот – будет мешать…» По-моему, все ясно и четко. Буквально разложено по полочкам.

Итак, «РЖД» – основной заказчик и даже в какой-то степени совладелец тверского вагонного завода. Однако ведет себя этот заказчик, мягко говоря, странно: и заказов от него нет, и какие-то непонятные демарши с продажей акций имеют место. Вот, наверно, это и есть первый и главный адресат по всем вопросам рабочих «ТВЗ», которые рискуют остаться без средств к существованию.

Пикантности ситуации добавило еще одно сообщение РБК – о том, что президент России Владимир Путин поручил министру транспорта Максиму Соколову проверить обоснованность закупки 140 вагонов для «РЖД» в Испании. Соколов ответил, что данный контракт был заключен еще в 2011 году и что речь идет о вагонах, которые в России не производятся, однако глава государства все равно настоял на проверке текущих контрактов «РЖД», что, вне всяких сомнений, вскоре будет сделано со всем тщанием. Возможно, узнаем много интересного…

 Завод спасен?

Однако вернемся к нашим баранам, то есть, к ситуации на ОАО «Тверской вагоностроительный завод». Напомним, что он был включен в перечень системообразующих предприятий, которым в первую очередь положена господдержка. А 13 февраля конкретные меры поддержки предприятия рассматривались на заседании правительства страны. Цитата: «Было дано поручение в течение двух недель проработать возможные варианты закупок продукции завода российскими компаниями. Как было отмечено, задача – оперативно обеспечить загрузку производственных мощностей, заложить основы для долгосрочных проектов».

Обсуждалась ситуация и в правительстве Тверской области, которое, к слову, является главным генератором движений по заводу на федеральном уровне. И губернатор региона Андрей Шевелев, по сути, расставил все точки над «ё»:

– Главная ответственность за судьбу завода лежит на его собственниках. Попытки связать нынешнюю ситуацию на заводе с новыми экономическими условиями некорректны. Все меры по поддержке предприятия должны быть жестко завязаны на обязанностях руководства холдинга проводить плановую поэтапную оптимизацию производства.

Андрей Шевелев в категоричной форме высказался о возможных сокращениях персонала, назвав это непрофессиональным и безответственным шагом:

– Мы готовы услышать и принять позицию «Трансмашхолдинга» относительно повышения производительности труда, диверсификации, но методы, которыми это делается, неприемлемы. Нужно работать с каждым человеком, готовить предложения по переподготовке по профессиям, востребованным на рынке, содействовать в их трудоустройстве на других предприятиях. Это цивилизованный способ решения задачи.

 ***

Казалось бы, все сказано предельно ясно. Заводу помогут – как, собственно, помогали уже не раз. Помогут даже несмотря на то, что власть совершенно не обязана помогать ЧАСТНОМУ предприятию. Что еще? Известны адреса, по которым нужно задавать вопросы, известны и персоны, которые знают ответы на них. А теперь вернемся к заголовку статьи. Чем же, учитывая все вышесказанное, в действительности являются «пляски с бубнами» вокруг «ТВЗ» – борьбой за права людей или банальной политической игрой? Если верно последнее, то проигравшими в ней, боюсь, окажутся как раз сотрудники вагонзавода…

Алексей УЛЬЯНОВ

 
Статья прочитана 265 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53