Обменные гастроли  Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселева и Тверского ТЮЗа в сентябре 2018 года

Саратовский театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева и Тверской театр юного зрителя в сентябре 2018 проведут обменные гастроли. Каждый театр планирует показать зрителям сразу по четыре спектакля из своего репертуара, возможность широко представить свою работу в другом регионе у театров появилась благодаря федеральному проекту «Большие гастроли — Для детей и молодежи».

Гастрольная афиша Саратовского ТЮЗа в Твери составлена из постановок для разных возрастных категорий. Для самых юных зрителей будет сыграна «Дюймовочка» по Гансу Христиану Андерсену, школьники и взрослые любители классической литературы смогут познакомиться с интерпретацией романа Ивана Гончарова «Обыкновенная история» (спектакль «Милый Сашенька») и повести «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского артистами ТЮЗа Киселёва. Молодёжная аудитория и взрослые приглашаются на спектакль по современной пьесе уральского драматурга Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Афиша составлена так, чтобы дать представление тверскому зрителю об основных направлениях развития театра, его репертуарной политике, и привлечь зрителей разных поколений и художественных предпочтений.

Проведение обменных гастролей именно с Тверским ТЮЗом — далеко не случайно. Саратовский и Тверской ТЮЗы связывает не просто творческое сотрудничество, но и фигура Юрия Петровича Киселёва. Молодой выпускник студии при Камерном театре Таирова, он впервые встал во главе детского театра и начал пробовать свои силы в режиссуре именно в Твери (тогда – г. Калинин). Сначала Юрий Петрович служил в Твери актёром, а вскоре стал главным режиссёром и художественным руководителем театра. Опыт и знания, приобретенные им за годы работы в Тверском ТЮЗе, позднее стали той основой, на которой строился затем легендарный «киселевский» ТЮЗ в Саратове. Обменные гастроли Саратовского и Тверского ТЮЗов — важнейший творческий проект для обоих театров. И этот проект осуществляется благодаря общероссийской программе «Большие гастроли» и Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности.

Касса театра откроется 12 августа, но уже сейчас билеты можно приобрести на сайте театра tuz-tver.ru.

 13 сентября, четверг в 18:30 

«Милый Сашенька» (12+)

по «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова

       Спектакль «Милый Сашенька» по роману И.А. Гончарова «Обыкновенная история» в постановке главного режиссёра театра Алексея Логачёва начнёт знакомство тверской публики с работой Саратовского ТЮЗа. Не так давно, в начале театрального сезона 2015/2016 года Саратовский театр юного зрителя им. Ю.П. Киселева представил городу нового главного режиссёра театра Алексея Логачёва, выпускника ГИТИСа (мастерская Е. Каменьковича и Д. Крымова). В апреле 2016 года он представил зрителям спектакль «Милый Сашенька» по роману «Обыкновенная история» известного писателя «золотого века» русской литературы Ивана Александровича Гончарова.

Постановочная группа спектакля: режиссёр и автор инсценировки — Алексей Логачёв, художник-сценограф — Владимир Кравцев (Екатеринбург), художник по костюмам — Ольга Колесникова, художники по свету — Виктор Стороженко, Максим Шлыков, хормейстер — Надежда Голубева.

«Обыкновенную историю» относят к жанру «романа-воспитания», речь в нём идёт о взрослении молодого провинциального дворянина и романтика Александра Адуева, переезжающего из родной деревни в Санкт-Петербург. Наставником юноши становится его дядя Петр Адуев, деловой и прагматичный житель столицы. Однако уже в самом названии «Обыкновенной истории» кроется авторская ирония — взросление оборачивается для молодого Адуева разочарованием в собственных представлениях о вечной любви, идеальной дружбе, неистощимом таланте и жажде деятельности на благо обществу. Жизнь и сегодня нередко преподносит юношескому максимализму и романтизму усвоенные героем романа уроки, в этом смысле ничего «необыкновенного» в истории Александра Адуева, действительно, нет. Но если герой классического «романа воспитания» должен служить примером и образцом для подражания для читателя, в случае с историей, написанной Иваном Гончаровым, вопрос о том, чья судьба — искушенного дядюшки или его наивного племянника — может служить нравственным ориентиром, остается открытым.

Роман обращен к теме, которая давно волнует Саратовский театр юного зрителя — это проблема молодого человека, вступающего в жизнь. В 1966 году к этому материалу в инсценировке Виктора Розова уже обращался сам Юрий Петрович Киселев, но вопросы, которые поднимает Иван Гончаров в «Обыкновенной истории» и по сей день остаются актуальными. Режиссёр спектакля Алексей Логачёв создал свою инсценировку романа, стараясь максимально точно следовать тексту автора и тону Гончарова-рассказчика. Для зрителей старше 15 лет (12+).

В 2017 году спектакль «Милый Сашенька» получил приглашение принять участие в XII Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодежи «Золотая репка» в Самаре.

 14 сентября, пятница в 18:30

«Дядюшкин сон» (12+) по Ф.М. Достоевскому

      Богатый творческий потенциал труппы ТЮЗа Киселёва, ее готовность к новым экспериментам, привлекает внимание многих известных театральных режиссеров. В апреле 2007 года на сцене Саратовского ТЮЗа Киселева состоялась премьера спектакля Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» по инсценировке Михаила Бычкова.

Постановочная группа собрала команду больших мастеров: режиссёр — Георгий Цхвирава из Омска, сценография и костюмы — Юрий Гальперин, художник по свету — Евгений Ганзбург. В главной роли в спектакле играет художественный руководитель театра, народный артист РФ Ю.П. Ошеров.

Дядюшку-князя, давно выжившего из ума старичка, уверяют, будто во сне он сделал предложение молоденькой девушке… Эта комическая повесть написана Ф.М. Достоевским в 1859 году и оказалась первым произведением, с которым Достоевский «явился публике» после десятилетнего перерыва, вызванного арестом и пребыванием в тюрьме и на каторге. Возвращение к литературной работе происходило для него с большим напряжением. Но, пытаясь преодолеть это, Достоевский стал писать очень смешную повесть, и сам говорил: «Я, шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и мне так понравился мой герой…».

В Мордасове случилось удивительное происшествие: рано утром в город въехал князь К. и остановился в доме Марьи Александровны. Последствия приезда князя в город составляют одну из страниц в мордасовских летописях. Мордасы — название деревни одного из произведений русской литературы ХIХ века, стало нарицательным и использовалось позднее в сатирической литературе. Время действия и в повести, и в спектакле – середина ХIХ века. Чертовщина, гротеск, путаница, сатира — все слилось в этой яркой и красивой вариации на темы Достоевского.

Инсценировку повести написал известный русский театральный режиссер Михаил Бычков. Автор инсценировки увидел в прозе Достоевского неповторимые женские образы города Мордасова и вывел на первый план Марью Александровну Москалеву — своеобразного «домашнего режиссера в юбке». Все у нее под каблуком, для всех у нее распределены роли, расписаны сюжеты. Отсюда и интереснейшее решение в оформлении спектакля художником Юрием Гальпериным — театральная сцена прямо в интерьере дома, этакий домашний театрик, куда Марья Александровна помещает людей (они ведь для нее всего лишь персонажи в ее драме).

Спектакль «Дядюшкин сон», созданный режиссером Георгием Цхвиравой в созвучии  с инсценировкой Михаила Бычкова и в соединении с яркой музыкой Иоганна Штрауса — это драматическое произведение, где главным героем является Марья Александровна Москалева — «женский Гамлет», она вершит судьбы, она легко играет людьми, внушает им сны наяву об их собственной жизни. «Дядюшкин сон» — это спектакль, который предлагает задуматься о современной жизни и о своих проблемах. Неподражаемое комическое представление, повествующее о нравах провинциального города середины XIX века — это ещё и способ понять самих себя. Для зрителей старше 15 лет (12+).

В 2008 году «Дядюшкин сон» театр представлял на гастролях зрителям в США (город Ричмонд, штат Вирджиния), в октябре 2014 года — на обменных гастролях в Белгороде.

15 сентября, суббота в 12:00

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» (6+)

      За сохранение «киселёвских традиций» в репертуаре Саратовского ТЮЗа отвечает ученик Мастера, художественный руководитель театра, народный артист РФ Ю.П. Ошеров. Спектакль «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена поставлен им на Большой сцене театра в 2010 году. Это классическая «тюзовская» постановка, добрая музыкальная сказка, с участием актрисы-травести и ведущих артистов театра, среди которых и прямые ученики Ю.П. Киселёва. Постановочная группа спектакля состоит из саратовских специалистов и творческой интеллигенции: режиссер – народный артист РФ  Юрий  Ошеров,  художник – Алиса Донова, композитор – заслуженный деятель искусств РФ Анатолий  Катц, стихи – Светлана Кекова, хормейстер – Надежда Голубева, балетмейстер – Екатерина Озджевиз.

Сценическая версия «Дюймовочки», которую предлагается зрителям Саратовский  ТЮЗ Киселева, лишь отчасти следует за сюжетом Андерсена. Не случайно второе название пьесы «А где же принц?». Проснувшись в своём цветке вдалеке от страны волшебных эльфов, Дюймовочка тоскует по прекрасному Принцу, который должен ждать её во всём блеске и великолепии своей красоты. Ослепленная далёкой мечтой, она не замечает тёплого сияния любящего сердца где-то совсем рядом. В своих поисках Дюймовочке придётся пережить немало приключений и самостоятельно определить свою судьбу. Пьеса исследует проблему выбора, ответственности за свои поступки, она учит ценить и любить то, что мы имеем – ведь зачастую это куда ярче, чем самые невероятные мечты.  Спектакль Саратовского ТЮЗа в своей интерпретации знаменитой сказки Андерсена углубляет образы героев, делает их современнее. Хлопочущая о своих долгах услужливая Мышь, важный богатый Крот, ценящий только собственную выгоду, избалованный мамой Лягух – это типажи, которые встречаются не только в сказках. Но и преданный Светлячок, и свободная Ласточка, и добрая  Дюймовочка точно также живут где-то рядом с нами.  «Дюймовочка» — яркая разноцветная фантазия,  полная смеха и веселья сказка для самых маленьких зрителей. В ней звучат волшебная музыка, специально написанная для ТЮЗа саратовским композитором Анатолием Катцем и мелодичные стихи поэтессы Светланы Кековой. Рекомендовано театром для зрителей старше 7 лет (6+).

 16 сентября, воскресенье

С. Баженова «Как Зоя гусей кормила» (16+)

     Ещё одно важное направление работы ТЮЗа в Саратове — постановки по пьесам современных драматургов молодыми режиссёрами.

На экспериментальной сценической площадке Саратовского ТЮЗа, планшете Большой сцены, в декабре 2015 года появился спектакль режиссёра Андрея Гончарова по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Это было продолжение работы, начатой в октябре 2015 года в рамках одиннадцатой творческой лаборатории по современной драматургии «Четвертая высота. В поисках общего языка». Эскиз по этой пьесе стал лидером зрительского голосования на лаборатории — он получил 80% голосов за включение в репертуар.

Андрей Гончаров — выпускник мастерской профессора В.М. Фильштинского (г. Санкт-Петербург, Российский государственный институт сценических искусств). Автор пьесы Светлана Баженова окончила Омский государственный университет им. Достоевского по специальности «актерское искусство» и Екатеринбургский государственный театральный институт (мастерская Николая Коляды) по специальности «литературное творчество». Первую постановку по пьесе «Как Зоя гусей кормила» Светлана Баженова осуществила сама, на сцене Центра современной драматургии в Екатеринбурге.

Время остановилось в квартире столетней Зои Марковны и её сына Владимира. Взрослый сын уже сам нянчит свою состарившуюся маму, и а она будто бы и не замечает, что у её Вовы голова у самого давно седа, и продолжает опекать его, словно неразумное дитя. Врачи пророчат немощной старухе последние часы жизни, но они растягиваются в дни, а дни в месяцы… «Если больной очень хочет жить, то медицина тут бессильна» — шутит по этому поводу Владимир, однако в глубине души верит и боится, что каждая секунда действительно может стать последней. Всю жизнь они жили с матерью вдвоём, опекая, оберегая друг друга и не отпуская ни на шаг… Когда старинный друг Владимира, Плоцкий предлагает взять к себе на вот-вот уже «освобождающиеся» квадратные метры девушку из деревни, чтобы было кому за хозяйством следить, проржавевший мотор времени, кажется, наконец, готов запуститься по-новому… Несмазанный часовой механизм скрипит и силится пойти, но снова в бессилии замирает. Надолго ли?

В спектакле можно увидеть тонкие и точные актёрские работы от ведущих артистов ТЮЗа — заслуженной артистки России Нины Пантелеевой в роли 100-летней Зои, признанных мастеров сцены Алексея Ротачкова и Алексея Карабанова и органичной и непосредственной молодой артистки театра Александры Карельских.

Спектакль вошел в long-list самых заметных постановок сезона 2015-2016 по мнению Экспертного совета премии «Золотая маска», участник фестивалей: Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда–plays», г. Екатеринбург, июнь 2016 года («приз жюри «За высокую культуру сценического воплощения современной драматургии»); IV всероссийский молодежный форум-фестиваль «АртМиграция», г. Москва, сентябрь 2016 года. Получил приглашение принять участие в XII Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодежи «Золотая репка» в Самаре.

 
Статья прочитана 176 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru