Аполлон Коринфский: пора возвращения наследия

К 150-летию со дня рождения поэта

«Верьте: свобода найдёт, где расправить орлиные крылья, – // Русская сила жива, жив богатырь наш – народ!..» – вдохновенно провозгласил в стихотворном обращении к братьям-поэтам в конце XIX века Аполлон Аполлонович Коринфский (1868–1937). Поэт, переводчик, литературный критик, очеркист-этнограф, сотрудник и редактор более 70 газет и журналов, он – примечательная фигура Серебряного века – к глубокому сожалению, был на долгие десятилетия забыт, вычеркнут из литературно-культурного процесса вследствие резкого неприятия им Октябрьской революции.

Одноклассник Ленина

Родился будущий поэт в Симбирске 10 сентября (29 августа по старому стилю) 1868 года. «Античная» фамилия досталась ему от деда, крестьянина-мордвина Михаила Петровича Варенцова, который при окончании Академии художеств в Санкт-Петербурге представил проект в коринфском стиле, получив за него большую золотую медаль и звание академика. Как отмечал в автобиографии А.Коринфский, император Александр I, присутствовавший на торжественном акте Академии, «заинтересовался личностью автора-художника и, узнав о его судьбе, повелел именоваться ему не Варенцовым, а Коринфским, собственноручно написав об этом на его конкурсном плане».

В 1879 г. Коринфский поступил в Симбирскую гимназию и учился в одном классе с Владимиром Ульяновым (позднее Лениным). Интересно, что потом поэт с ним никогда не встречался и, по его собственным словам, «до выступления Ленина с балкона дворца Кшесинской в 1917 году не мог даже предположить, что Ленин и Ульянов – одно и то же лицо».

Публиковаться Аполлон Коринфский начал в 1886 г. в газетах Симбирска и Казани. С середины 1890-х гг. одна за другой выходят его книги «Песни сердца» (1894), «Чёрные розы» (1896), «На ранней зорьке» (1896), «Тени жизни» (1897), «Гимн красоте» (1899), «В лучах мечты» (1905) и др.

Творчество Коринфского связано и с Тверским краем, чему немало помогла многолетняя, начавшаяся в 1889 году дружба с нашим земляком, поэтом-крестьянином Спиридоном Дрожжиным (1848–1930). На его родине, в живописной тверской деревне Низовке он гостил неоднократно.

Ярким эпизодом жизненной и творческой биографии А. Коринфского стало посещение истока великой реки, вдохновившее его на проникновенное стихотворение «У истоков Волги». Созданное не позднее 1901 года, оно правдиво отражает реальность – запущенность этого места в конце XIX века. Часовенка над

истоком была в то время действительно ветхой, иногда сгорала, но её вновь поднимали из пепла крестьяне окрестных деревень, сохраняя святость национального символа.

Живо интересуясь волжским фольклором ещё с гимназических лет, поэт неустанно собирал и записывал тексты календарно-обрядовой и духовной народной поэзии Смоленской, Симбирской, Казанской,

Олонецкой, Нижегородской и других губерний. В результате этих изысканий было издано несколько его фольклорно-этнографических трудов: «Народная Русь» (1901), «Трудовой год русского крестьянина» (1904), «В мире сказаний. Очерки народных взглядов и поверий» (1905). В разные годы А. Коринфский переводил на русский язык многих зарубежных поэтов.

С 1918 г. поэт вместе с женой Марианной Иосифовной жил в посёлке Лигово под Ленинградом. Не имея возможности обеспечить семью литературным заработком, он в 1917–1920 гг. состоял на службе в разных учреждениях, а с ноября 1920 г. стал библиотекарем 54-й трудовой советской школы в г. Петрограде-Ленинграде.

14 ноября 1928 г. А. Коринфский был арестован органами ОГПУ в рамках уголовного дела «по обвинению группы подпольной контрреволюционной организации». 13 мая 1929 г. Коллегия ОГПУ, признав поэта виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР, постановила:

«…Коринфского Аполлона Аполлоновича – лиш[ить] права прож[ивания] в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, озн[аченных] губ[ерниях]и округах сроком на ТРИ года».

Судя по формулировке приговора, при определении будущего места высылки Коринфский обладал некоторой свободой выбора. Его переезд в Тверь, несомненно, объясняется возможностью личного общения со старейшим другом С. Дрожжиным, который доживал свои дни в Низовке, в относительной близости от города.

Свой жизненный путь Аполлон Коринфский начал на симбирском берегу великой русской реки Волги, а окончил на её берегу тверском. Поэт был погребён в Затверечье, на кладбище при церкви в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина». Ныне могила утрачена.

Певец красоты

Аполлон Коринфский вступил в большую литературу в 1890-е годы, которые до сих пор иногда именуются эпохой «безвременья». Он стремился нащупать в своих стихах интеллектуальный и эмоциональный нерв времени, воплотить собственное мироощущение как можно точнее, сильнее, пронзительнее, в сплаве традиционных и индивидуальных образов:

 

Ослеп наш дряхлый век,

и, как слепец несчастный,

Бредёт он наугад, окутан

дымной тьмой;

И кажется ему весь божий

мир прекрасный

Огромною тюрьмой…

 

Предельная исповедальность, пожалуй, самая привлекательная черта стихотворений поэта о всё преодолевающей любви:

 

Пусть не поймёт нас, пускай

не оценит

Нашего счастья никто

из друзей, –

Сердце моё никогда

не изменит

Скромной и бедной подруге

моей!

Пусть и судьба, против нас

выступая, –

Всё беспощаднее день

ото дня;

Только любила бы ты,

дорогая,

Только бы ты понимала меня!

 

Творчество Аполлона Коринфского следует рассматривать как одно из явлений предсимволизма, особого периода в развитии русской поэзии, лишь не столь давно выделенного литературоведами.

В ней – всё прекрасное,

всё чистое, святое;

В ней – вечная любовь; в ней

– правда жизни всей;

В ней – всё цветущее земли,

всё неземное;

В ней – примирение

бушующих страстей.

 

Недаром стихи А. Коринфского хотя и в крайне малом количестве, но всё-таки вошли в антологию «Русская поэзия детям» (1989). Их лейтмотив заключён в том, что дети – наше светлое будущее; они осуществят несбывшиеся надежды настоящего поколения. Как созвучны дню сегодняшнему, когда крайне сложно уберечь наших детей от массированного духовного растления, хотя бы эти строки поэта: Детский мир – очаг любви и веры. // В нём огонь святых надежд горит… // Горе тем, кто с умыслом постыдным // Этот светоч жизни затемнит!..»

Произведения А. Коринфского для детей – свежие, непосредственные, лёгкие для восприятия как и столетие назад, сочетающие простоту слога и яркую живописность, ждут отдельных красочных изданий. А ведь были ещё исторические рассказы и зарисовки, пользовавшиеся любовью юных читателей…

Баллада о крестьянине

Тема маленького человека, тяжёлое положение крестьянина-труженика, социальная обездоленность городских низов – ещё одна значимая грань творчества поэта. Русский крестьянин для него – «гений труда и терпения». Коринфский искренне сострадает тому, кто «над волнами ржи // Стонет пронзительным голосом…» и «чьих горьких слёз // Так много пролито в отчизне!..»

В революцию 1905–1907 гг. Коринфский пришёл к сатире и гражданским инвективам. Впрочем, патриотизм и гражданственность были свойственны его лирике всегда:

О, Русь крестьянская!

С тобой я кровно связан:

Мой прадед-пахарь в душу

мне вложил,

Как заповедный клад,

зерно заветных сил.

Я – всем тебе обязан!

Крестьянскую Русь он не уставал прославлять, гордясь и воспевая исконные черты русского народа, – трудолюбие, чувство хозяина, сохранение песенной, сказовой и обрядовой культуры, кровную привязанность к земле и природе, сострадание к ближнему. Вершина иерархии наших национальных ценностей, главная духовная опора русского человека – православная вера. Христианские мотивы и образы пронизывают всю лирику А. Коринфского.

Темы стихотворений православной направленности взяты поэтом из гущи народного сельского быта: они словно срисованы с натуры, типичны и повторяемы в реальной жизни крестьянина. Но под пером А. Коринфского эти сюжеты превращаются в стихотворные рассказы, написанные динамично, колоритно, с душевным подъёмом. Они помогают людям в преодолении жизненных невзгод, бедствий и тягот, смягчают тоскующие сердца, вселяя в них надежду на лучшее.

Умилением и упованием на веру в Господа отличаются стихи поэта о праздновании Пасхи; в них воссоздан многокрасочный образ ликующей православной России, встречающей Воскресение Христа:

 

Сияют церкви яркие,

Костры пылают жаркие

По стаявшим буграм;

В оградах – ходы крестные,

Хвалы-стихи воскресные

Выводят по крюкам.

И вся земля крещёная

Внимает – умилённая –

Святым словам небес;

Вся – в голос отзывается,

Вся – в клич один сливается:

«Воистину воскрес!..»

Внимания современного читателя достойны и исторические бывальщины А. Коринфского, тяготеющие к жанру баллады. В них воскрешаются судьбоносные вехи развития Руси, описываются ратные и мироустроительные дела русских князей.

Сейчас не существует никаких цензурных или идеологических преград к изданию объёмного, текстологически выверенного сборника стихотворений Аполлона Коринфского, предназначенного для максимально широкой читательской аудитории. Отобранные для него произведения должны отразить многогранность тематики и жанров стихотворного наследия А. Коринфского, показать эволюцию его художественных поисков и в конечном итоге определить его место в русской поэзии рубежа XIX–XX вв.

…А в самой Твери давно уже нужно увековечить память о поэте Аполлоне Коринфском.

 

Александр БОЙНИКОВ,

член Союза писателей России, кандидат

филологических наук

 
Статья прочитана 54 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53