Что будет с общественным транспортом?

В конце прошлой недели, 12 октября, тверской губернатор Игорь Руденя проводил совещание по концепции развития пассажирских перевозок в Твери и области. Участие в обсуждении приняли члены правительства региона, руководители тверских автотранспортных предприятий, АО «Центральная пригородная пассажирская компания».

-Наша задача – создать современную систему организации движения пассажирского транспорта, включая железнодорожный. Для нас важна прозрачность финансовых потоков в транспортной системе и доступность тарифной политики для населения, гарантированное предоставление льгот для определённых категорий граждан сказал глава региона.

В тот же день говорилось про развитие мультимодальных перевозок в Твери и Калининском районе. Это когда по одному билету пассажир может проехать на двух и более маршрутах и добраться до любой точки города и пригорода. И про то, что в крупных городах Верхневолжья планируется развивать прежде всего муниципальный общественный транспорт. При этом важно организовать его работу таким образом, чтобы обеспечить комфорт передвижения пассажиров даже в часы пиковой нагрузки.

По сути, Игорь Руденя послал недвусмысленный сигнал о том, в каком направлении должен развиваться общественный транспорт: перевозчик должен быть муниципальным и оказывать современные услуги. Но как этого добиться? Проблем в транспортной сфере очень много и поставленные губернатором задачи заставили присмотреться к работе общественного транспорта Твери.

Как известно, в нашем городе пассажирские перевозки осуществляют частные компании (маршрутные такси) и МУП «ПАТП-1» (автобусы, троллейбусы, трамваи). И к тем, и к другим есть масса вопросов. Например, вышеуказанный МУП на этой неделе по решению депутатов Тверской городской Думы получил дотацию на выплату зарплаты своим сотрудникам (12,6 млн рублей) и на страховые платежи во внебюджетные фонды (9,8 млн рублей). Оказалось, что такое субсидирование МУП «ПАТП-1» – дело достаточно обычное. Только в 2017 году сумма субсидий ему составила почти 232,4 млн рублей. А с начала 2018 года она достигла уже почти 214 млн рублей. Все это было озвучено на заседании ТГД и, скорее всего, это не последняя дотация на компенсацию затрат предприятия по перевозке пассажиров. Прежде замечания к подобной практике в основном высказывали представители Контрольно-­счетной палаты Твери. Теперь же вопросы возникли у депутатов. Не споря в принципе с тем, что заработную плату людям платить надо, они все же обратили внимание на эффективность работы предприятия.

Руководитель МУП «ПАТП-1» Артур Сычев напомнил, что его предприятие по определению – планово-убыточное, социально ответственное и выполняет нерентабельные перевозки. Он также отметил, что при принятии бюджета Твери на 2018 год на субсидии, покрывающие убытки МУП, денег закладывалось заведомо меньше необходимого. Делалось это в расчете на то, что их добавят по мере необходимости. Не преминул Сычев отметить, что на некоторых маршрутах выручка составляет 500–800 рублей, что делает их работу априори невыгодной, но муниципальный транспорт все равно работает – перевозит школьников и пассажиров-льготников.

Тем не менее, есть повод говорить о том, что даже столь осторожные замечания депутатов имеют под собой весьма веское основание. В общем и целом тверитяне недовольны работой городского пассажирского общественного транспорта, в том числе муниципального: в Твери есть масса территорий, куда он заходит очень редко. Много жалоб людей на то, что муниципальный транспорт слишком рано заканчивает работу: есть в нашем городе районы, куда после 19 часов можно уехать разве что на такси. Есть вопросы и к расписанию муниципального транспорта. К примеру, троллейбусы маршрутов №2 и №3 ходят даже днем едва ли не каждые 3-4 минуты, а №4 увидеть сложно. Аналогичная история с автобусами: в Химинститут ходят аж два муниципальных маршрута №5 и №41 с хорошим интервалом, позволяющим им конкурировать с маршрутками, а, например, в Чайку ходит маршрут №15, про который в районе мало кто знает.

По мнению Артура Сычева, такое положение сложилось из-за «плановой убыточности» МУП «ПАТП-1». Согласно отчетам Контрольно-счетной палаты Твери, это системное явление, которое требует системных же подходов для его разрешения. Так, «Мониторинг исполнения планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий г. Твери в 2016 году», проведенный КСП зафиксировал убытки МУП «ПАТП-1» в размере 361,6 млн рублей. Все они сложились от оказания транспортных услуг по действующим регулируемым тарифам, которые не покрывают всей величины производственных затрат.

Еще один интересный момент. На заседании бюджетного комитета ТГД нынешний глава КСП Вячеслав Малинин, представляя заключение Палаты, отметил, что:

– …МУП «ПАТП-1» является планово-убыточным предприятием ввиду того, что тариф на проезд в городском общественном транспорте, устанавливаемый РЭУ Тверской области, значительно ниже экономически обоснованной величины тарифа. В соответствии со ст. 790 Гражданского кодекса РФ, компенсация выпадающих доходов предприятия от установления заниженного тарифа на общественные перевозки должна производиться за счет бюджета субъекта Федерации.

Спорить с этим, конечно, сложно. Но МУП «ПАТП-1» неплохо было бы отчитаться за уже израсходованные субсидии. И не будем забывать о главном. А именно, как превратить МУП «ПАТП-1» из планово-убыточного в современное и прибыльное предприятие, к работе которого вопросов возникать не будет?

Виктор БОГДАНОВ

 
Статья прочитана 34 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53