Нет предела совершенству. Тверскому областному институту усовершенствования учителей – 80 лет

Областной институт усовершенствования учителей в Калинине был открыт 80 лет назад, в октябре 1938. Для его появления здесь уже были хорошие традиции, связанные с повышением квалификации учителей.

Внимание к подготовке учителей для народных школ в Тверском крае возросло в ходе реформ 60-х годов XIX века, с появлением земства. Ярким свидетельством тому стало открытие в 1870 году частной женской учительской школы Павлом Павловичем Максимовичем, видным земским общественным деятелем и мудрым педагогом. Школа готовила учителей для крестьянских детей. Прекрасно подобранные Павлом Павловичем педагогические кадры уделяли много внимания своим воспитанницам, следили за их работой и после окончания школы, оказывали им методическую помощь, были их наставниками.

Выявить лучший опыт, поделиться им с коллегами, задуматься над совершенствованием своего мастерства, предостеречь от ошибок – этому был посвящен в 1883 году съезд выпускниц школы П.П. Максимовича. Съезд проходил под руководством видного деятеля народного образования России Д.И. Тихомирова и получил широкую известность и поддержку общественности России за свои передовые демократические идеи в области народного просвещения.

Однако вскоре последовало правительственное запрещение на проведение подобных съездов. Но выпускницы школы продолжали в частном порядке съезжаться в Тверь и выступать перед коллегами с сообщениями о своей работе, общались друг с другом и своими наставниками – педагогами школы. Эта традиция сохранилась на долгие годы. Можно считать, что школа Максимовича заложила тот фундамент, на котором через много лет возникли учреждения повышения квалификации учителей. В начале XX века необходимость в них возросла.

Из истории Тверского педагогического краеведения известен тот факт, что летом 1919 года в селе Киверичи Бежецкого уезда организовал учительские курсы Арсений Петрович Сербский, уроженец тех мест. Вырос он в многодетной семье бедного псаломщика, служившего в селе Воскресенское-Собакино Тверского уезда Тверской губернии. Тяга к знаниям у Арсения проявилась с детства. Он успешно окончил Тверскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию по историческому отделению. Учился «…за казенный счет вследствие материальной несостоятельности родителей» (из автобиографии). В 1911 году, получив диплом академии, отказался от назначения по духовному ведомству и поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет для получения специального высшего образования. Окончил его в 1914 году. Все годы учебы в университете Арсений Петрович преподавал в учительской семинарии, готовившей учителей для народных школ.

В начале 1919 года Арсений Петрович приехал на каникулы к семье. Был он истощен голодом, болен. Жена уговорила остаться. Он обратился с просьбой о работе в Бежецкий УОНО и сразу же был назначен школьным инспектором в Теблеши. Так, с 20 января 1919 года вся педагогическая деятельность Арсения Петровича связывается с Бежецким уездом, Тверским краем. В 1920–1930 годы он занимал разные педагогические должности в Бежецком уезде, в Бежецке. Был он и инспектором городского отдела народного образования, директором школы 2-й ступени, преподавал в ней русский язык и литературу. В 1926 году его перевели на работу заведующим Бежецким педагогическим техникумом (позднее – учительским институтом), где он проработал до 25 декабря 1941 года.

Приказом областного отдела народного образования от 17 апреля 1942 года Арсений Петрович был переведен на должность директора Калининского областного института усовершенствования учителей, где проработал около 12 лет.

В январе 1935 года была образована Калининская область. А уже 16 февраля стал функционировать областной отдел народного образования, который возглавил Петр Николаевич Пожарский. После 1917 года принял сторону большевиков, сражался в рядах Красной армии, был начальником политотдела в Первой конной армии. В одном из сражений получил серьезное ранение, но остался в строю и руководил боем, за что был награжден высшею в то время боевой наградой – орденом Красного Знамени. После войны молодого и грамотного партработника направили руководить Новгородским губернским отделом народного образования, где и получил первый опыт педагогической работы. С педагогикой была связана его дальнейшая работа в Ленинграде на разных должностях. Получив назначение в Калининскую область, Пожарский добился разрешения на самостоятельный подбор кадров, чем он и воспользовался. Им была создана профессиональная команда. Началось активное строительство школ. Требовалась напряженная работа по повышению квалификации педагогических кадров. При областном отделе народного образования был открыт методический кабинет.

В плане работы школьного сектора появился специальный раздел: «План повышения квалификации учителей в 1935-1936 учебном году». В примечании к плану было сказано: «1… Из 9710 учителей начальной школы не имеют среднего образования 2861 человек. 2… Учителей НСШ и СШ – 4 976 человек, имеют высшее образование – 43 человека».

Исходя из этой реальности, проводилась многообразная работа по повышению квалификации на базе вечерних и средних школ, педагогических техникумов, пединститута, при роно. Под контролем облоно было и заочное обучение учителей. Открывались районные педагогические кабинеты. Однако образовательный и педагогический уровень основной массы учительства до конца 30-х годов оставался низким. Жизнь требовала создания специальных государственных учебных центров повышения квалификации учительских кадров.

По инициативе П.Н. Пожарского с января 1936 года в Калинине начал работу местный институт повышения квалификации. Однако ни помещения, ни нормальных условий для его работы создано не было. Пожарский много сил и времени тратил на их создание, но не всегда успешно. Репрессии 1937–1939 гг. не обошли стороной Калининскую область и областной отдел народного образования. Трагически сложилась судьба первого заведующего Калининским облоно (полностью реабилитированного в 1956 году).

Жизнь продолжалась, вопросы развития народного просвещения надо было решать. Как только стало известно о подготовке рекомендаций Всероссийского совещания по методической работе о создании на местах институтов усовершенствования учителей, последовала незамедлительная реакция облисполкома и облоно в Калинине. Уже 7 сентября 1938 года состоялось заседание президиума Калининского облисполкома, на котором было решено создать институт по повышению квалификации кадров народного образования. Новому учреждению передали третий этаж здания Дома учителя.

Уже 15 октября 1938 года состоялась передача документов, библиотеки, других материальных ценностей первому директору Калининского ИУУ Ивану Степановичу Батенину, который до этого работал заведующим областным методическим кабинетом и хорошо знал состояние методической работы в школах области.

Калининский (Тверской) институт усовершенствования учителей стал одним из первых подобных институтов в стране.

За долгие годы своего существования в институте менялась его структура, кабинеты, названия сотрудников и т.д. Но главное оставалось: институт призван выявлять, изучать, обобщать передовой педагогический опыт; оказывать постоянную методическую помощь с учетом требований времени; проводить системно повышение квалификации всех работников народного образования.

В 1939 году на посту директора Батенина сменила Надежда Алексеевна Калинникова, работавшая с 1935 года в аппарате облоно. Институт приобретал авторитет среди учителей области. Были большие планы по улучшению работы. Но война их нарушила. В октябре 1941 года ИУУ был закрыт в связи оккупацией Калинина. Однако уже через 4 месяца после освобождения областного центра ИУУ заработал вновь. Директором его приказом облоно был назначен Арсений Петрович Сербский, о котором мы уже упоминали выше.

Город Калинин был сильно разрушен. В развалинах лежал и Дом учителя. Институт, по существу, надо было создавать заново. И Арсений Петрович с присущим ему чувством ответственности взялся за порученное дело. Институт располагался в приспособленных помещениях уцелевших школьных зданий. Все годы работы в ИУУ во время войны и трудные послевоенные годы были связаны с постоянными хлопотами за помещение под методические кабинеты, под общежитие для проведения летних курсов, систематической работой по подбору методистов. Но постепенно эти и другие трудности преодолевались, появились мастера и энтузиасты своего дела, такие, как И.А. Красильникова, А.М. Лашина, В.Н. Лавровская, Е.А. Смирновская, С.Э. Троицкая, позднее – Е.Д. Петренко, И.А. Соловьев и многие другие.

Значительным событием 1944 года стало возвращение ИУУ с 10 мая в здание восстановленного Дома учителя, где выделили довоенное помещение из четырех комнат третьего этажа. Однако институту требовалось гораздо больше учебных комнат, методических кабинетов, библиотеки, общежития для слушателей курсов и т.д. Все это приходилось искать дополнительно.

ИУУ выполнял свои задачи довольно успешно, авторитет его в глазах работников народного образования постоянно возрастал. Его сотрудники старались отвечать запросам времени. Так, сразу после войны проводилась большая работа с демобилизованными учителями-фронтовиками. Сохранились их благодарные по этому поводу отзывы.

Ушел А.П. Сербский с поста директора ИУУ в октябре 1953 года после перенесенного тяжелого инфаркта. Традиции, заложенные им в работе ИУУ, сохранили его последователи: Е.Д. Петренко, Т.П. Пышнов, А.М. Беляев, Е.М. Муравьев – как директора; и многочисленная группа воспитанных им методистов, ставших наставниками последующих поколений сотрудников ИУУ.

При Елене Даниловне Петренко была осуществлена мечта об отдельном помещении для ИУУ. В 1966 году институт переехал в отстроенное новое здание, появилось и общежитие. Началась работа по оказанию помощи школам области в создании кабинетной системы. Каждый предметный методический кабинет был оборудован как образцовый. Учителя приезжали сюда за опытом.

В 70-80-е годы директором института стал Тимофей Прокофьевич Пышнов, прошедший путь от «юнармейца», боровшегося в начале 20-х годов с безграмотностью, до мудрого Учителя учителей. При нем был открыт в ИУУ музей народного образования Тверского края, обобщался передовой опыт лучших педагогических коллективов школ области. Особой его заботой стало повышение квалификации и совершенствование работы малокомплектных сельских школ. Были наработаны в этом плане методические рекомендации. Опыт института изучался в других территориях. Тимофей Прокофьевич делился им на страницах журнала «Народное образование», выступал на совещаниях в Смоленске, Новгороде и т.п.

В Калининском институте часто бывали гости из других областей и даже стран (Финляндия, Япония). Повышали квалификацию учителя из других республик СССР. Обогащалась материальная база института. Появлялись новые технические средства обучения, был открыт специальный методический кабинет технических средств обучения (ТСО).

Двадцать первый век внес в этом плане много нового. Современный институт оснащен компьютерами, интерактивными досками и др. Он живет современной жизнью, решая поставленные ею задачи по совершенствованию процесса образования и мастерства учителей.

Педагогическая более чем полувековая деятельность авторов этих строк тесно связана с Тверским областным институтом усовершенствования учителей. Первое наше знакомство было на курсах повышения квалификации учителей-предметников, куда нас направили из далекого Лесного района, места нашего распределения по окончании Калининского педагогического института. Позднее мы стали активными участниками конференций, семинаров, совещаний, проводимых ИУУ, выступали с докладами, лекциями, работая в школах, университете. А последние десятилетия нашего активного педагогического труда – это непосредственная работа в кабинетах и на кафедрах института. Самые светлые, творческие, исследовательские годы связаны с этим периодом.

Мы от всего сердца поздравляем институт усовершенствования учителей с юбилеем и желаем его сотрудникам успехов, творческого вдохновения в их очень нужных для совершенствования просвещения делах на благо процветания страны.

P. S. Более полно ознакомиться с историей ИУУ можно по книге Е.М. Муравьева, Б.М. Нилова «Становление системы повышения квалификации учителей Тверского края. Очерки истории. Тверь, 1997 г.»

 

Г.М. Нилова,

отличник народного

просвещения, краевед,

Б.М. Нилов, кандидат исторических наук, краевед 

 
Статья прочитана 87 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53