Лермонтов: Тарханы – Тверь

2 ноября в Тверском Доме поэзии Андрея Дементьева открылась выставка из собрания государственного Лермонтовского музея-­заповедника «Тарханы» – «Лермонтов – ­художник». В церемонии ее открытия приняла участие директор музея «Тарханы» Тамара Михайловна Мельникова.

Как известно, Михаил Юрьевич Лермонтов не раз бывал в Твери проездом. Каким образом отразились в творчестве гениального поэта верхневолжские впечатления – тема отдельного исследования литературоведов и краеведов. Как знать, быть может, нас здесь еще ждут открытия. При этом можно предположить, что в наших краях Михаил Юрьевич делал и зарисовки, ведь за столь короткую свою жизнь он создал порядка пятисот картин, этюдов, рисунков и набросков. Невероятная «плотность» работы. А это значит, что, коротая время в тверской гостинице, он, возможно, брал в руки не только перо, но, может быть, и карандаш или кисть. И, может быть, есть некая скрытая символика в том, что в наши дни в Доме поэзии в Твери открылась выставка «Лермонтов – художник».

При этом небезынтересно отметить и такой факт: выставка начала свою работу в то время, когда в Тверской области проходила XII Ассамблея Русского мира, которая объединила порядка 600 представителей из более чем 70 стран. То, что Фонд Русский мир» избрал Тверь местом проведения ассамблеи, не случайность. Ведь Тверская область, как подчеркнул заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский, принявший участие в открытии лермонтовской выставки, всегда была «хранителем духовных, культурных и исторических ценностей».

И вот теперь между Тверской и Пензенской областью образовался своего рода литературно-художественный «мостик». В открывшейся в нашем Доме поэзии экспозиции представлено несколько десятков художественных работ Лермонтова. А если говорить точнее, то это высококачественные копии карандашных набросков на бумаге, акварелей и картин маслом.

Известно, что первые уроки рисования Лермонтов получил в имении бабушки в Тарханах, в Московском пансионе занимался рисованием с художником А. Солоницким, в Петербурге брал уроки у П. Заболоцкого. То есть Лермонтов постоянно совершенствовал свое мастерство; он был не только гениальным поэтом, но и великолепным художником. Конечно, многие русские писатели и поэты рисовали, но Лермонтов едва ли не единственный среди них, кого можно назвать профессионалом и в этой сфере. Как писала о таланте Лермонтова-живописца поэтесса Е. Ростопчина: «Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей, он, сам хороший пейзажист, дополнял поэта живописцем».

Эксперты отмечают, что художественный талант Лермонтова наиболее полно раскрылся во время первой его ссылки. И действительно, многие лучшие произведения Лермонтова-художника связаны с Кавказом. А по свидетельству самого Лермонтова, он привез из ссылки «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку». На них горные виды, люди, бытовые и военные «сцены» – разные сюжеты стали их основой. Сколько трагедийного, например, в рисунке «Эпизод сражения при Валерике 1 июня 1840 года», где изображен бой, в котором принимал участие сам поэт и о котором он писал: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду… вообрази себе, что в овраге … час после дела еще пахло кровью».

Многие рисунки этого периода послужили Лермонтову материалом для живописных работ, большая часть которых была выполнена в Гродненском полку.

Специалисты подчеркивают: «ценность рисунков и живописных полотен поэта заключается не только в их «документальности». Это еще и подлинно исторические пейзажи: в них отразились и история Грузии, и культура страны, и редкой красоты природа, и самобытность народов».

Эти работы Кавказского периода представлены на открывшейся в Твери выставке. И кроме них ряд других. Например, портрет воображаемого предка рода Лермонтовых герцога Лерма, в котором современники увидели черты самого поэта, картина «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831», где изображено столкновение кавалерийских частей лейб-гусар и польских уланов. Тот самый бой, за который однополчане поэта были награждены серебряными трубами с георгиевскими лентами.

…На выставке много работ, созданных Лермонтовым в разные годы, в том числе и подростковые. Но, пожалуй, особый интерес представляет автопортрет поэта. Известно, что профессиональные художники, современники Лермонтова писали с него портреты. Но, как это ни парадоксально, на них зачастую зритель видит, словно бы разных людей. Директор музея «Тарханы» Тамара Мельникова объяснила это обстоятельство тем, что профессиональным портретистам удавалось запечатлеть Михаила Юрьевича в разных состояниях его души: грустным, задумчивым, мечтательным… И лишь автопортрет наиболее полно отражает «весь» образ поэта.

Что ж, вполне вероятно, что Тамара Михайловна, которая посвятила десятки лет изучению жизни и творчества Лермонтова и знает о нем много больше других, права в такой оценке.

Итак, в тверском Доме поэзии Андрея Дементьева открыта удивительная выставка. Не пропустите такое событие!

Евгений Новиков

 
Статья прочитана 30 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53