Что ожидает тверское здравоохранение?

Совершенно очевидно, что отрасль здравоохранения – одна из ключевых социально значимых сфер нашей жизни. К современной медицине есть много нареканий, но в то же время есть понимание того, что здравоохранение остро нуждается в качественных переменах. Именно такие нововведения обозначены в государственной программе развития здравоохранения Тверской области до 2024 года. Сегодня мы постараемся детально ее рассмотреть в контексте федеральной медицинской повестки.

Что в приоритете?

Госпрограмма была создана в соответствии с «майскими» указами Президента России Владимира Путина, определившими основные приоритеты развития страны на ближайшее будущее. Предваряя обсуждение региональной Госпрограммы, губернатор Игорь Руденя отметил, что ее необходимо построить на основе приоритетов, которые обозначены в указе.

Региональную госпрограмму развития здравоохранения удалось подготовить к концу октября. Для ее реализации из госбюджета будет выделено около 10 млрд рублей. И, как отметил губернатор, область не может позволить себе распорядиться ими неэффективно. Главной задачей, которую системе общественного здравоохранения надо решать в первую голову, – это сокращение смертности от общих причин. Для чего необходимо и далее повышать доступность и качество медицинской помощи на селе, укомплектованность медицинских учреждений квалифицированными кадрами и расширение профилактической работы по снижению заболеваемости населения.

Игорь Руденя отметил, что отрасль здравоохранения не менее важна для региона, чем экономика: ни один инвестор не придет к нам, если не будет качественных медицины и образования. Люди не поедут сюда, если у них не будет возможности получить медицинскую помощь, а у их детей – возможности учиться.

Какова обстановка?

О том, чего уже удалось достичь в региональной медицине и что еще предстоит, докладывал зампред правительства и министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода. По его словам, уже достигнуты низкие уровни: младенческой смертности – 4,5 на 1 тысячу родившихся, смертности от туберкулеза — 4,4 на 1 тысячу населения. Не удалось добиться того же по смертности от общих причин — 17,2 смертей на тысячу населения. Очень высока смертность от онкозаболеваний – 260 смертей на 100 тысяч.

В 2019 году, говорил Синода, на развитие здравоохранения Тверской области планируется выделить 12 млрд 429 млн рублей. Из них почти 11 млрд – деньги регионального бюджета. Основные направления расходов – это профилактика заболеваемости, повышение доступности качественной медицинской помощи, лекарственное обеспечение населения и совершенствование материально-­технической базы лечебных учреждений.

Особое внимание будет уделено сельской медицине: планируется создавать новые ФАПы, совершенствовать уже имеющиеся, проводить капитальный ремонт больниц. Уделяется внимание и профилактике заболеваемости на селе, она выделена в отдельную подпрограмму. К сожалению, ничего пока неизвестно о разрешении кадровой проблемы, от которой зависит много принципиальных моментов Госпрограммы.

Что нужно учесть?

Губернатор Игорь Руденя в целом высоко оценил представленную программу, но отметил, что при ее составлении следовало учитывать те разработки, которые были сделаны ранее. Ведь, по сути, получилось так, что она была создана «с нуля». Но ведь еще не оценено то, насколько эффективна была ранее принятая программа, действовавшая с 2015 года. В связи с этим Игорь Руденя предложил принять предложенный проект программы развития здравоохранения к сведению и доработать его с учетом высказанных замечаний. При этом необходимо учесть положения, включенные в федеральную программу развития здравоохранения, она будет принята в декабре этого года. В дальнейшем положения новой Программы предложено рассмотреть с участием глав муниципальных образований и главврачей медицинских учреждений…

Чего ждать от Минздрава?

В июле министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова представила структуру и некоторые показатели готовящегося Национального проекта. Он включил в себя восемь разделов, объединенных общей целью – решить задачи, поставленные президентом. Свою задачу министр увидела тогда в том, чтобы так построить управление Нацпроектом, чтобы не было искажений при реализации в регионах. Для этого она запланировала создать 85 региональных проектов. Расходы на общую стратегию развития отрасли до 2024 года могут составить до 1,5 трлн рублей.

Вот составные части Нацпроекта:

Улучшение доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. Запланировано строительство более 360 фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий – до 2021 года. Предусматривается обновление более 1,2 тысячи объектов и закупка мобильных медкомплексов для населенных пунктов, где проживают менее 100 человек, – до 2021 года. Будет завершена в регионах централизация диспетчерских скорой помощи.

Снижение смертности от сердечно-­сосудистых заболеваний. Это внедрение тематических клинических рекомендаций и протоколов лечения; переоснащение сети первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых центров (сейчас их 609). Вдвое увеличится объем рентгенэндоваскулярных вмешательств, стентирований, ангиопластик при остром коронарном синдроме.

Борьба с онкологическими заболеваниями. Произойдет формирование «тотальной настороженности» к онкозаболеваниям в первичном звене. Будут организованы амбулаторные онкологические службы, которые смогут за 14 дней провести полное обследование и поставить диагноз. Предполагается переоснащение более 100 медучреждений онкологического профиля, а также создание сети из 18 референс-центров для второго экспертного мнения по различным диагностическим методам. Произойдет создание новой генерации кадров – медицинских и немедицинских (речь идет о радиохимиках, медицинских физиках, радиофизиках).

Совершенствование медпомощи детям. Намечена модернизация детских поликлиник и отделений в стационарах – всего 3,8 тысячи объектов в течение трех лет, строительство и реконструкция детских стационаров.

Кадровая политика. Произойдет доукомплектование до 95% врачебных должностей и среднего медперсонала в первичном звене. Планируется ликвидировать дефицит в 22 тысячи врачей.

Цифровая медицина. К 2022 году будет создана полноценная информсистема, которая объединит региональные компоненты в 85 субъектах России. Предполагается развитие «вертикально интегрированной» телемедицины, а с 2019 года – развитие формата «врач – пациент».

Увеличение экспорта мед­услуг до $1 млрд в 2024 году. Предлагается вести «тотальный учет» всех иностранных пациентов и провести «коммуникационную кампанию» в других странах.

 

А что сегодня?

На данный момент в Госдуме работают над созданием новой модели здравоохранения. Проект поручили фракции «Справедливая Россия». Тематическое экспертно-аналитическое исследование будет завершено к декабрю, а затем вынесено на обсуждение парламентариев. Задача исследования – определить системные проблемы здравоохранения, диагностировать причины, по которым цели снижения уровня смертности и увеличения продолжительности жизни населения не достигаются.

Эти цели уже были заявлены в государственной программе «Развитие здравоохранения», принятой в 2012 г. на период до 2020 г. Но, как отметили в Госдуме, ее главные показатели не выполнены. Например, не выполнен Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года, в котором говорится, что к 2018 году средняя продолжительность жизни россиян должна достичь 74 лет. Эти и другие факты свидетельствуют о высоких рисках не достичь поставленных целей. В частности, по достижению продолжительности жизни россиян 80+. Отмечено, что в рейтинге эффективности здравоохранения (сопоставление затрат и результатов) Россия находится далеко не на первых строчках. Это позволяет предполагать, что в действующей модели здравоохранения есть неиспользованные резервы для повышения ее эффективности, а существующее положение дел увеличивает риски, связанные со здоровьем населения России. Например, только в 2017 г. в бюджете Федерального фонда ОМС на нужды здравоохранения не были использованы 106 млрд руб., перешедшие в результате в бюджет 2018 г.

Тем не менее, в 2019 году правительство РФ хочет выделить на здравоохранение на 31% больше денег – 1,96 трлн рублей. Из них в 2019 году общий объем расходов составит 506,3 млрд рублей, в 2020 году – 760,9 млрд, в 2021-м – больше 694 млрд рублей. При этом федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями предусматривает расходы из федерального бюджета в размере 100,9 млрд рублей в 2019 году, 219,7 млрд в 2020-м и 188,6 млрд рублей в 2021 году.

 

Виктор БОГДАНОВ

 
Статья прочитана 27 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Что ожидает тверское здравоохранение?"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53