Вся жизнь с ТЮЗом

Открывая для наших читателей театральное пространство Твери, я открывал его и для себя. Народный театр на Миллионной, театр «Премьер», театр Владимира Филимонова, театр Александры Клюшиной. В Год театра судьба подарила мне удивительную встречу. Я познакомился с человеком, который предан одному театру вот уже 59 лет! И это не актер.

Администратора ТЮЗа Владимира Фомичева наверняка многие знают в лицо. Он продает программки и буклеты. А еще приглашает в зрительный зал и ведет за собой зрителей на экспериментальную площадку.

Седая шевелюра, ниспадающая ему на плечи, делает его похожим на рокера. Но когда он говорит: «Дорогие друзья, наступило время, и я сейчас проведу вас в зал», превращается в сказочного героя.

Так вот, эта встреча хоть и не расширила моего театрального пространства, но дала возможность заглянуть в славную театральную историю нашего города.

– Владимир Иванович, мне сказали, что о ТЮЗе вы знаете всё.

– Почти всё. Если быть точным, то речь может идти только о том ТЮЗе, который нашел пристанище после возрождения в 1960-м году в историческом здании по улице Советской, 32. Образован же театр в 1932 году. В конце 30-х годов был признан одним из лучших театров страны и принял участие в заключительном туре I Всесоюзного смотра театров юного зрителя. В июле 1941-го, в связи с началом войны, временно прекратил свое существование. Об этом отрезке жизни ТЮЗа я знаю то, что и все, кто интересуется историей театра.

– А когда вы впервые попали в возрожденный ТЮЗ?

– Как зритель, в 1960-м и попал. Я ведь жил совсем рядом на улице Урицкого (теперь это Трехсвятская) и культпоходы в театр были в обязательной программе моей культурной жизни. А через девять лет пришел в ТЮЗ работать. Я очень любил театр и не представлял своей жизни без него.

– Вы мечтали стать актером?

– Я занимался в театральном кружке, кукольном кружке, занимался танцами. Но видел себя только в ТЮЗе. Правда, актером стать не получилось. Хотя на сцену ТЮЗа я все-таки выходил в массовках. А начинал я свою трудовую деятельность художником-исполнителем. Был на подхвате у художника-оформителя. Потом стал монтировщиком сцены, дорос до старшего монтировщика. А потом ушел в армию. Вернулся в ТЮЗ. Стал работать машинистом сцены. Но пришло время задуматься об образовании. К театру оно не имеет никакого отношения. Образование получил. Пошел работать по специальности, но связь с ТЮЗом не оборвалась. Я поддерживал отношения с бывшими коллегами, ходил на все премьеры. И продолжал пополнять свой театральный архив, который начал собирать с 1960 года: программки, афиши, рецензии на спектакли.

– Кто-то из актеров, работавших в 1969 году, еще служит?

– Нет, даже старожилы пришли уже в начале семидесятых.

– Скажите, а кто-то из тюзовцев тех лет, стал известным на всю страну?

– Самым известным был Николай Яковлевич Маршак (родной брат того самого детского писателя Маршака), народный артист Грузинской ССР, который и возглавил в 1960 году театр. Пожалуй, только Венера Григорьева, его ученица, смогла получить всесоюзную известность. В 1962 году ее заметил Ролан Быков и пригласил сниматься в свою картину «Семь нянек». Дальнейшую ее судьбу я не знаю. Она вышла замуж и уехала в Польшу. Впрочем, на любовь тверитян к театру отсутствие звезд всесоюзного масштаба никак не сказывалось. Были у него свои взлеты и свои падения. В сложный период для театра меня попросили вернуться в ТЮЗ и в 1998 году я вернулся. Стал гардеробщиком, потом распространителем билетов, потом дорос до старшего администратора. Сейчас эту должность сократили и я просто администратор.

– Сильно ли изменился театр за эти годы? Я говорю о том, какую роль он играл и играет для зрителей. Вы ведь все это время оставались и зрителем?

– Театр и отношение к нему менялись, как и сама жизнь. Вот вам, наверно, сложно представить, что к кассе уже ночью выстраивалась очередь из желающих купить билет на спектакль? И очередь ведь была с километр! А такое было в годы, когда ТЮЗ возглавлял Роман Виктюк. Его спектакль «Коварство и любовь» приезжал смотреть сам Марчелло Мастроянни (в этот период снималась картина с его участием «Подсолнухи» и часть съемок проходила в Конаковском районе. В съемках принимали участие актеры ТЮЗа, в частности Петр Колбасин)! Так Мастроянни был в восторге от спектакля.

– Думаю, что в этот период сказать, что вы работаете в ТЮЗе, было круто?

– Да, я очень гордился этим.

– А сейчас?

– Сейчас в ТЮЗе настоящая новая Эпоха Возрождения. После Виктюка был еще один взлет при Ларисе Леляновой с 1995 по 2005 годы. Ее неординарность позволяла иметь в друзьях таких же интересных людей. Ее частым гостем был Борис Гребенщиков. Впрочем, было это совсем недавно, так что рассказать что-то новое я, наверно, не смогу.

А вот об отношении к театру рассказать могу. В советское время люди ходили в театр за глотком свободы. За правдой. И пусть эту правду передавали эзоповым языком, она была понятна всем. Еще такие откровения называли фигой в кармане. Каждый спектакль Виктюка становился событием. Ходили тогда в театр и первые лица города, что говорит об отношении власти к театру. И хотя я тогда был мальчишкой, имен партийных руководителей не знал, но по шепоту понимал, что пришел кто-то из секретарей районного отдела партии.

Во времена Леляновой в ТЮЗе появлялся Александр Петрович Белоусов. Сегодня в театр ходят отдыхать. Изменилась сама культура посещения театров. Раньше у нас даже при полном аншлаге в зале была тишина. Ходили на спектакли семьями. Это было хорошей традицией. Дети подрастали и начинали ходить в драматический театр. Традиция эта утеряна, как и культура поведения детей в подобных учреждениях.

После Перестройки никаких фиг в кармане уже не было нужно. Гласность обрушила на наших граждан такой поток информации, что удивить зрителя было уже невозможно. Можно было только шокировать. В театре появился мат, обнаженка. В ТЮЗ это безобразие все-таки не проникло, но времена наступили тяжелые.

Сейчас зритель снова потянулся к нам в театр.

– Но мне кажется, что большинство все-таки приходит отдохнуть. Жизнь и так несет в себе столько проблем, что хочется просто увидеть кусок сегодняшней жизни, не ломая голову над сложностью драматургии.

– Поэтому спектакль «Пустота» и стал событием. А еще мне, как зрителю, очень хочется хороших комедий. Но думаю, что в эпоху возрождения в репертуаре появятся и новые комедии. Я верю в хорошее будущее своего любимого театра. 

Андрей ВАРТИКОВ

 
Статья прочитана 26 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Вся жизнь с ТЮЗом"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Читать нас

Связаться с нами

all-tver@yandex.ru