Три дня театра

В Твери завершился фестиваль «Играем вместе», на проведение которого Тверской театр юного зрителя получил поддержку Фонда президентских грантов.

Проведение подобного фестиваля – событие для региона, без сомнения, огромное. Когда в областную столицу приезжают театральные деятели, создающие самый актуальный театр, проводят мастер-классы, встречи с любителями театра, просто ходят по улицам, присаживаются за столики кафе, культурная жизнь в городе, вне всякого сомнения, получает новое наполнение.

Значительная часть мероприятий фестиваля была адресована тем, кто создает театр. Это были мастер-классы успешных столичных драматургов, режиссеров, актеров, специалистов по продвижению в соцсетях.

Драматург из Москвы Марина Крапивина (спектакль «Тайм-аут» по ее пьесе стал главным событием фестиваля) провела мастер-класс о том, как написать пьесу. Мастер-класс режиссера из Петербурга Семена Серзина, поставившего целый ряд заметных спектаклей, назывался «Особенности режиссуры в современной драматургии». После него трибуна была предоставлена Григорию Заславскому, ректору главного театрального вуза России – ГИТИСа, и он поведал о состоянии современной театральной критики.

В тот же день перед слушателями выступил Дмитрий Данилов, прозаик и поэт, автор пьесы «Человек из Подольска», «выстрелившей» два года назад в московском Театр.doc, а потом поставленной еще в двух десятках театров страны.

Это мастер-классы, а еще были читки пьес – зрелище, малознакомое широкому зрителю, но по-своему также увлекательное. В читках приняли участие коллективы театров Вышнего Волочка, Кимр, Тверского ТЮЗа, театра кукол и театра драмы. Пьесы для читок были взяты самые свежие – финалисты престижной театральной премии «Кульминация – 2018».

Перечисленные мероприятия были рассчитаны, скорее, на театральных специалистов, как из профессиональных театров, так и многочисленных любительских коллективов Твери и региона.

Широкому зрителю был адресован спектакль «Тайм-аут», поставленный по пьесе московского драматурга Марины Крапивиной. В рамках фестиваля прошло два показа спектакля. Билеты на оба представления были раскуплены полностью. Впрочем, аншлаг в тверском ТЮЗе – дело обычное.

Пьеса Марины Крапивиной была выбрана из шорт-листа премии «Кульминация – 2018», состоящего из десяти пьес. Это невероятно удачный выбор. Спектакль «выстрелил» точно в тверскую аудиторию. Он рассказывает о том самом маленьком человеке, за которого, современно говоря, «топили» классики, начиная с Гоголя с чиновником и его шинелью, и совершенно забыл современный театр. Марина Крапивина вывела на сцену ничем не выдающуюся женщину сорока лет, и оказалось, что в ее обычной вроде бы жизни просто фейерверк эмоций.

Но если взяться рассказать в двух словах, о чем спектакль, то ничего занимательного в таком рассказе не окажется. Пьеса «Тайм-аут» написана о буднях работников службы социальной поддержки населения, о соцработницах, что помогают на дому одиноким немощным гражданам. Казалось бы, что может быть скучнее? Но Марина Крапивина далека от интонации газетной умильности: в ее пьесе и опекаемые граждане – предельно живые люди (один Игорь Иванович в исполнении заслуженного артиста России Виктора Дегтярева чего стоит: чтобы поразить симпатичную ему соцработницу, ветеран в прямом смысле встает на голову!), и соцработники отнюдь не механические агрегаты по оказанию услуг населению. Они стараются быть милосердными, но от причуд своих подопечных и наносимых им обид иногда срываются.

Правда жизни делает спектакль живым, а значит, и интересным.

Главную роль – соцработницы Людмилы Карташовой – в спектакле исполняет заслуженная артистка РФ Наталья Щукина. Кинозрителям она известна по ролям в поздних фильмах Эльдара Рязанова, а театралам в качестве актрисы театра Марка Захарова «Ленком». Наталья Щукина великолепна, она показывает высокий класс игры, чем покоряет публику. Всего в спектакле заняты три московских артиста. Вторая московская актриса, участвующая в спектакле, – заслуженная артистка России Татьяна Лютаева, памятная по роли красавицы Ягужинской в телефильме «Гардемарины, вперед!». В тверском спектакле Лютаева играет двух опекаемых Людмилой старух и еще одну маленькую роль в конце. Она не боится выглядеть гораздо старше своего возраста, ее персонажи ничем не соответствуют расхожему представлению об одинокой старости.

Третий столичный артист в спектакле – это Анатолий Кот, уже знакомый тверским зрителям по недавнему выступлению на сцене ТЮЗа. Он играет звезду эстрады Геннадия, предмет восторга Людмилы. Кот настолько убедителен, что, пожалуй, в облике своего героя смог бы иметь успех у публики и даже гастролировать по клубам.

Все остальные роли в спектакле исполняют тверские актеры. Кроме упомянутого Виктора Дегтярева, это – Галина Сергеева, Андрей В. Иванов, Татьяна Романова и другие. Режиссер постановки – заслуженный артист России Владимир Скворцов. Ему удалось объединить артистов разных театров в единый, очень цельный спектакль, где нет провинциалов и столичных звезд, а действует единый творческий коллектив. Репетиции проходили в Москве и в Твери. Не следует думать, что если спектакль о собесе, то он сер и мрачен. Напротив, «Тайм-аут» наполнен музыкой, песнями под караоке и даже стриптизом, при том, что музыкальный жанр в названии не заявлен.

Два показа спектакля «Тайм-аут» -– очень мало. Несомненно, что он украсит репертуар Тверского ТЮЗа. Хотелось бы видеть спектакль в афише театра.

Хотелось бы также надеяться, что всё происходившее на фестивале повлияет на развитие театральной жизни в регионе. Участники фестиваля рассказывали много интересного.

Семен Серчин, режиссер, создатель независимого театрального объединения «Невидимый театр» (Санкт-Петербург):

Семён Серчин

— Режиссеру очень важно найти интересную современную пьесу, «ухватить» новинку. Для этого нужно следить за конкурсами драматургии, читать шорт-листы «Любимовки», «Ремарки» и других. Такой актуальной пьесой в последние два года стал «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова. Фактически это русский народный триллер. Она поставлена бесконечное число раз. Я поставил «Человека» в Ярославском театре, причем на большой сцене. В Театр. doc у меня был спектакль «Свидетели», основанный на материалах уголовно-следственных дел. Поставил я его так: разрезал текст пьесы на кусочки и раздал бумажки зрителям. Каждый зачитывал свой фрагмент, выступая в роли подследственного, следователя, судьи.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа (государственного института театрального искусства):

Григорий Заславский

— Зачем нужна театральная критика и каковы ее задачи? Рецензией на спектакль нужно задеть читателя и зрителя, чтобы читая о спектакле, он понял, что эта история имеет отношение к нему. При этом выражать свои чувства нужно кратко, хотя о краткости уже высказался Чехов. Критик также должен быть независим и безупречен. Однако в наши дни профессиональные критики мало кому нужны. Просмотры на сайтах ведущих СМИ редко превышают 1500 просмотров. Когда-то маленькая рецензия на спектакль имела объем 8 страниц печатного текста, большая – 24. Сейчас такой текст просто негде напечатать. У кого есть время прочитать такой объем? Это главная проблема современности – нет ни человека, способного написать полноценную рецензию, ни человека, способного ее прочитать. Неудивительно, что критики перешли в разряд арт-кураторов. Мои студенты не рецензируют спектакли, они пишут эссе на тему «Я и вечность», в котором подробно излагают свои эмоции и реакции от увиденного, но могут даже не упомянуть название спектакля.  

Дмитрий Данилов, прозаик, поэт, драматург, автор пьесы «Человек из Подольска, лауреат «Золотой маски»:

— Самое главное, что нужно драматургу – удача. Свою первую пьесу я вынашивал два года, гулял, обдумывал, а сама стадия написания заняла около месяца. Прежде я писал книги, дважды попадал в шорт-лист премии «Большая книга», но хотелось чего-то нового. Я нетеатральный человек. Юношей работал сторожем в театре «Табакерка», пересмотрел весь репертуар, и у меня сложилось твердое мнение, что в театре все время орут, а мне это не нравится. Действие пьесы происходит в полицейском участке. Мне было интересно перевернуть образ полицейского. Они допрашивают задержанного гражданина, задавая ему неожиданные вопросы – о населении Подольска, о том, что расположено в городе и т.д. Написав пьесу, я погуглил конкурсы и отправил пьесу в «Ремарку». Когда меня включили в лонг-лист, а затем в шорт-лист и вызвали в Казань на финал конкурса, я понял, что буду в числе победителей. В Казани я занял второе место, но никаких предложений о постановке не получил. Спустя некоторое время ко мне обратился Михаил Угаров из Театр.doc. Мне повезло, что он заинтересовался моей пьесой. Он поставил ее очень быстро – за два месяца. Угаровский спектакль гениален, он был номинирован на «Золотую маску» в пяти номинациях. Дали одну – мне, как драматургу. Потом пьесу поставили еще в 20 театрах страны. Трактовки самые разные. На фестивале в Польше объявили, что моя пьеса – метафора современной России, хотя я ничего такого не закладывал. А ведь ничего этого могло не быть. Я написал еще две пьесы, прозу пока отложил.

Марина Крапивина, драматург, сценарист, автор пьесы «Тайм-аут»:

Марина Крапивина

— В Тверь я приехала сразу после возвращения из Гатчины, где проходил
кинофестиваль «Литература и КИНО» . Фестиваль оказался невероятно удачным для меня и моих коллег по фильму «Владимир Маканин. Цена личного голоса» о писателе Владимире Маканине, недавно ушедшем из жизни. Наш фильм получил главный приз читательского жюри в документальной программе , что было очень приятно. Тверским спектаклем я очень довольна на 100, нет, на 150 процентов! Владимир Скворцов поставил очень интересный спектакль, хотелось бы, чтобы его видели зрители.

Почему я написала пьесу о социальных работниках? Не то, чтобы я решила написать именно о людях этой профессии. Я хожу, езжу, слушаю разговоры в автобусах, электричках, записываю. Мне хотелось написать пьесу, в которой могли бы играть актеры среднего и старшего возраста. Обычно у нас в театре герои молодые, а что играть старшим? Так у меня появился «Тайм-аут» – пьеса о социальном работнике Людмиле Карташовой.  

Марина ШАНДАРОВА, фото автора

 
Статья прочитана 88 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru