С её стихами шли в бой!

Спектакль «Тайм-аут» наделал много шума, в ТЮЗе было два полных аншлага. Еще бы, на сцене театра играли любимые звезды кино: Лютаева, Кот, Щукина. А вместе с ними и наши тверские актеры. Сразу две заметные роли второго плана играла Ангелина Аладова. И думал я, что интервью будет посвящено тому, как игралось молодой актрисе со звездами, но как это часто бывает, главной стала совершенно другая тема: в ТЮЗе полным ходом идут репетиции очередной премьеры.

Собственно, с этого и началась наша беседа с Ангелиной, которая озабочено сказала:

– Я репетирую премьеру, так что у нас совсем мало времени. Это моноспектакль, посвященный поэтессе Ольге Федоровне Берггольц. 16 мая состоится премьера, в день ее рождения. Мы с моим мужем Алексеем, который является режиссером спектакля, решили, что это очень своевременно, хотя дата не юбилейная.

– Простите, но мне кажется, что мало кто из сегодняшней молодежи вообще знает о ее существовании.

– Именно поэтому мы и ставим спектакль! С ее стихами шли в бой и умирали за Родину. К тому же, в этом году юбилей снятия блокады Ленинграда. Я родилась в Петербурге, и вместе с Алексеем там училась,  поэтому нам всё это очень близко. И все-таки даты тут ни при чем. Идея витала уже давно. Все началось с того, что, когда я гостила у бабушки на даче, нашла в библиотеке сборник стихов Ольги Берггольц. К слову, мои бабушка и дедушка – дети войны. С поэзией Берггольц я была знакома с детства, а тут, читая ее воспоминания, у меня сразу стали возникать картинки и образы. Я сразу поняла, что на основе дневника можно снять фильм или сделать спектакль. Вообще, идей было много, но реализовать их удалось только тогда, когда я попала с мужем в тверской ТЮЗ.

– Выбирая между Питером, Псковом и Тверью, вы решили остаться в столице Верхневолжья?

– Это стечение счастливых обстоятельств, хотя я понимаю причину вашего вопроса. У меня хорошее театральное образование, мы с Алексеем окончили институт «Школа русской драмы им. И.О. Горбачева». Потом ходили по театрам, показывались, но нас не брали. Единственное уточнение: мы ходили только в те театры, в которых хотели служить. Столицы переполнены молодыми актерами, да еще каждый год приезжают актеры с периферии. Но даже в провинциальном театре хорошее образование и талант не гарантируют тебе ничего. Есть целый ряд факторов, которые отражаются на карьере: типаж, возраст, репертуар, контакт с труппой и режиссером.

А в Твери вы сразу получили главную роль?

– Да, это и есть то самое счастливое стечение обстоятельств. И я, и муж получили роли в «Короле Лире». Нам с театром повезло, дирекция помогла очень быстро решить все бытовые проблемы: мы живем в съемной квартире, театр нам помогает, за что отдельное спасибо Александру Бахареву. Нам повезло, что здесь есть целый ряд актеров с большим опытом, которые сумели сохранить то, что называется классической театральной школой. Романов, Евдокимов, Лебедева. Мне есть с кем сравнивать. Все они могли бы дать фору многим известным артистам.

– Вы давно служите в нашем ТЮЗе?

– Второй год.

– И за эти два года сумели заслужить возможность поставить свой спектакль?

– Это, скорее, заслуга нашего директора. В начале сезона он обратился к труппе с предложением поставить моноспектакли, которые можно было бы возить по стране на различные фестивали. А таких фестивалей много. Например, «Монокль».

– Скажите, а на какого зрителя рассчитан ваш моноспектакль?

– 14+.

И вы уверены, что молодежь примет все то, что вы им покажете, и поймет?

– Молодежь очень разная. И с ней нужно работать. Особенно сегодня, когда нашу историю хотят переписать. А стихи Берггольц, наверное, невозможно не понять. Когда она писала свои военные стихи, ей было тридцать с небольшим.

Я в госпитале мальчика видала.

При нём снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч…

И вот лежал — и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач…

Разве такие слова не достигнут самого сердца? И потом, спектакль ведь состоит не исключительно из стихов.

В нашем спектакле Ольга Берггольц предстанет совсем не как монументальная фигура советского прошлого. Вы узнаете её как девчонку, женщину, мать, которая по воле жизненных обстоятельств стала Ленинградской Мадонной, и звание это, нужно заметить, народное. Она была честным человеком, всю свою сознательную жизнь вела дневники, искренности и откровенности которых порой удивляешься. Эти дневники и стали основой спектакля наряду с её стихотворениями, радиовыступлениями и отрывками её трудов.

Несмотря на всё многообразие трагедии в её жизни, Ольга Берггольц сумела сохранить в своей душе добро, свет, любовь к народу, Родине. Благодаря этим качествам она совершала свой мужественный подвиг в блокадном Ленинграде. Об этом подробнее и будет рассказано в спектакле.

Есть в спектакле и письма поэтессы к своей сестре. В них Ольга Берггольц цитировала письма от фронтовиков, которые она получала. Одно из них меня очень тронуло, письмо бойца по фамилии Рысов, уходящего в бой на прорыв блокады Ленинграда. Он обращался к своим друзьям по оружию.

На этом письме стоит дата 12.01.1943 года, 5.15 утра. Это всего за три часа до начала штурма немецкой линии обороны, когда уже был получен приказ прорвать блокаду и наши войска готовились вступить в бой.

Рысов пишет: «Уважаемая Ольга Берггольц, только сейчас закончил подготовку к проведению беседы о любимом городе. Подготовил беседу для наших орлов-ленинградцев, с рассветом начну проводить… Здесь у меня в блиндаже какой-либо литературы нет, зато как хорошо мне в подготовке беседы помогли хранящиеся в моей сумке (уже прилично затасканные) Ваши поэмы и стихи. Примите ж мою душевную благодарность за Вашу любезность, за Вашу помощь, которую я получил, в бессчетный раз, перечитывая Ваши стихи и поэмы… Спасибо, большое спасибо, уважаемая товарищ Берггольц! Многое мне хочется сейчас Вам сказать, но нет времени. Сохраню в памяти все, что хотелось сказать Вам в эту ночь, и расскажу при встрече. До скорой встречи. Желаю успехов, жму руку. Ваш В. Рысов».

Письмо это запало в душу. Мы с мужем стали искать его автора, красноармейца. Очень захотелось увидеть хотя бы его фотографию. На сайте «Бессмертного полка» мы нашли некоего Владимира Рысова и написали его родственникам, чтобы узнать, он ли это? И получили ответ, что такая вероятность существует.

От родственников мы узнали, что Владимир родился на Украине, что он не погиб, а прожил долгую жизнь. За прорыв блокады Ленинграда был награжден орденом. Сам он никогда до прорыва блокады в Ленинграде не был. Для подтверждения его личности был нужен образец почерка, однако и письма его не сохранились, только в виде процитированных отрывков в воспоминаниях. Однако мы с мужем руки не опустили. Будем поиски продолжать, покопаемся еще в архивах.

Вопрос о том, жалеете ли вы о том, что не остались в Питере, кажется уже неуместным.

– Действительно. Тем более, что до Питера, когда есть «Сапсан», ехать недолго. Мы довольны всем. И нам до сих пор есть чему удивляться. Например, тому количеству детских спектаклей, рассчитанных на малышей, рождению новых и интересных проектов, например, как «Тайм-аут».

Андрей ВАРТИКОВ

 
Статья прочитана 146 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "С её стихами шли в бой!"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru