Дан Запашный: «За зрителя нужно бороться!»

В девяностые годы, трудные для страны, цирк выжил лишь благодаря династиям. Да и сегодня цирковые династии, как правило, становятся драйверами развития этого волшебного пространства. Дан Запашный именно из такой семьи. Дед Вальтер работал уникальные номера в жанре акробатики, а впоследствии дрессировал хищных животных. Мама Марица тоже имеет свои уникальные достижения (номер с кавказскими овчарками, номер с пантерами и леопардами). Дяди Аскольд и Эдгард – всемирно известные дрессировщики. Не отстает от родственников и Дан.

К сожалению, получив травму на репетиции, Дан не смог выйти на арену Тверского цирка со своим уникальным номером «Силовые акробаты», где он работает в паре с партнерами-шимпанзе, однако в столицу Верхневолжья все-таки приехал. Не поговорить с ним было бы большим упущением.

– Дан, вы привезли программу, которая радует тверского зрителя. Сложно ли было ее сформировать? Ведь и ваша мама, и вы сами владеете многими цирковыми профессиями, а значит, у вас есть своя планка?

– Дело в том, что костяк коллектива существует уже давно. Он формировался еще к новогоднему представлению 2005-го года. Конечно, с тех пор мы постоянно что-то меняли. Вводили новых животных, обновляли трюки, да и сами номера, как происходит во всех творческих коллективах. У нас появились верблюды, которыми мама прежде никогда не занималась. Я работаю в системе «Росгосцирка», в котором есть свой штат артистов, поэтому я в курсе того кто что и как делает. Еще есть студия и цирковое училище, где подготавливаются новые артисты и новые номера. Сложности есть, но на первое место выходит, как ни странно, не отсутствие кадров, а места для показа программ. Построенные еще в советские времена, здания наших цирков, которые приводят в трепет иностранных артистов (за рубежом работают в основном в шапито), значительно устарели. Они не могут удовлетворить современных технических требований. Поэтому отток талантов существует. Молодые артисты устремляют свои взоры на Китай, в какие-то другие страны, где они смогут реализоваться. Необходимо серьезно заняться реконструкцией цирковых зданий на уровне государственных программ. В советское время цирк приносил государству не только валюту, но порой решал и вопросы дипломатического характера, работая при этом на имидж страны, находя во всех уголках света новых друзей.

А планка, конечно же, есть, но, учитывая то, что я вам рассказал, пригласить в труппу какого-то суперпрофессионала действительно проблематично. Однако Россия богата талантами. Порой даже выпускник училища может сделать уникальный номер со сложнейшими трюками. Так что планку держим!

– Вот вы сказали про отток крепких профессионалов. До вас мне довелось беседовать с Александром Михайловичем Ивановым (программа «Цирковая полундра). Так вот он сказал, что у нас сейчас условия лучше, чем на Западе, поэтому иностранные цирки (Гартнеры, Варшавский цирк и др.) с удовольствием работают у нас, и обратно даже не собираются.

– Он прав. Поясню. Речь идет о работе с животными. Дело в том, что по всему миру сейчас возникло негативное отношение к нахождению животных в неволе. В зоопарке, цирке, в любом другом ограниченном пространстве. «Зоозащитники» выставляют такие условия, что их просто невозможно выполнить. Порой их требования просто глупые. Почему бы им не начать с брошенных животных в городе? Но это целая отдельная тема, которая требует отдельного разговора.

Возвращаясь же к нашей теме беседы – проблемы с гимнастами у нас есть. Век циркового артиста не такой уж и большой, поэтому такое стремление за рубеж вполне понятно. Это ведь еще и возможность хорошо заработать.

– Если говорить о финансах, то интересно, выделяются ли, как в советские годы, деньги на создание программ? Или вам приходится искать спонсоров?

– Мы неизбежно возвращаемся к зданиям. Даже полноценный штат для их обслуживания сегодня проблематично собрать. А когда в таком здании работает всего один электрик, у меня это как минимум вызывает вопросы. Сегодня создать что-то грандиозное, как в советские годы, очень сложно: денег нет. Поэтому я даже не мечтаю об этом. Прождешь лет пятнадцать, а твои физические кондиции уже уйдут. Вот и занимаюсь тем, что возможно.

У компании растеряны с годами связи и возможности. Даже работа над собственным имиджем практически исчезла. Конечно, изменились реалии. Раньше цирк был одной из немногих возможностей провести свой досуг с семьей. Конкуренция в мире развлечений сегодня огромная. И все-таки за зрителя нужно бороться.

Одна из возможностей – интернет. Как заинтересовать людей, чтобы они пришли и посмотрели номер дрессуры? Рассказать! Показать, как это делается фактически онлайн, тем самым развеять все мистификации зоозащитников. Тигра бьют палкой по голове и он начинает работать? Это бред. Даже не всякую собаку человек отважится стукнуть. Только взаимное доверие и любовь могут сделать чудеса, которые кажутся на арене зрителю чем-то очень простым. Любой трюк требует времени, упорства и, как я уже говорил, взаимного доверия. Заставить животное что-то делать просто невозможно! И я выкладываю ролики на своём канале в YouTube с моими занятиями, вообще наш быт: как мы живем, переезжаем, едим, готовимся.  Я первым из Запашных занялся шимпанзе. Рассказывая другим о моих занятиях, и сам учусь. 

– Знаю, что вы хотите работать со слонами. Проблема опять же в деньгах?

– Последний раз слоны для цирка покупались еще при Советском Союзе, представляете?! Не так давно Андрею Дементьеву-Корнилову (мама – знаменитая дрессировщица слонов Таисия Корнилова) привезли слона из Китая. Но, насколько мне известно, он не куплен, а находится в аренде. Я говорил об утерянных связях. Раньше слонов можно было купить во Вьетнаме, Лаосе, каких-то других странах. И не только слонов, но и многих других животных.

– То есть повторить номер вашего дедушки, который выводил на арену одновременно порядка тридцати животных, сегодня практически невозможно? А хотелось бы?

– Я бережно храню традиции нашей семьи. Это действительно было грандиозно. Крупные хищники сидят внизу, на втором ярусе – те, что поменьше. Львы, тигры, пантеры, рыси! Гипотетически такой аттракцион повторить возможно, но не с теми проблемами, которые существуют сегодня. Впрочем, зачем повторять? У меня есть сценарии нескольких аттракционов. Я подавал их на режиссерские коллегии. Сценарии комиссии нравятся, но… программа состоит из трех частей, что требует значительных финансовых вложений. В первой на арену выходит смешанная группа хищников, во второй я работаю с шимпанзе, а заканчивается спектакль финальным эпизодом со слонами.

– Со слонами сегодня проблема. Хочется пожелать вам удачи! Подобные номера всегда пользуются огромным интересом, а значит, привлекают зрителя.

Андрей ВАРТИКОВ

 
Статья прочитана 22 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Дан Запашный: «За зрителя нужно бороться!»"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Последние Твитты

Архивы

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МАУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Зарегистрирован Роскомнадзором

Читать нас

Связаться с нами

Телефон редакции: 8-906-555-3726 e-mail редакции: all-tver@yandex.ru