Цусима. Ее роль в судьбе государства Российского

Броненосец "Орел"

Броненосец «Орел»

Как ни крути, а нашу Тверь можно в какой-то степени считать морским регионом. Конечно, не в той мере, как тот же Кронштадт или Севастополь, но все же. Причем, даже не только потому, что здесь нашли пристанище очень многие отставные моряки Российского ВМФ, сколько от того, что тут, на Тверской земле, начинали свой жизненный путь выдающиеся российские флотоводцы и герои морских сражений. Поэтому среди наших читателей наверняка найдутся те, кому материал, изложенный немного ниже, покажется интересным…

К сожалению, среди славных дат военной истории России нет даты 27 мая 1905 года, когда произошло одно из величайших морских сражений в истории человечества, получившее название «Цусима». Которое решило не только исход Русско-Японской войны, но и дальнейшую, во многом трагическую, судьбу России.

Да, тема Цусимского морского сражения, которое произошло 110 лет тому назад, сегодня вряд ли будет в моде. Сегодня все больше принято говорить о победах русского оружия, о воинской славе и доблести воинов России. А Цусима – это, скорее, горькая страница нашей славной истории. Тем не менее вспомнить о ней все же следует, поскольку роль тех событий в дальнейшей истории нашей страны, думаю, очень велика и еще не оценена должным образом. О Цусиме написано много и довольно подробно. Один только одноименный роман Новикова-Прибоя чего стоит! Тем не менее наши сограждане знают об истории Русско-Японской войны очень немногое, либо не знают вообще.

Заставить людей интересоваться тем, что не является на сегодняшний день актуальным, думаю, невозможно. А вот привести некоторые сведения, чтобы побудить людей познакомиться и с этой страницей своего прошлого, скорее всего, следует. Поэтому и я не стану приводить ряд деталей тех уже далеких событий, а сосредоточусь на некоторых, на мой взгляд, важных и поучительных моментах. Причем, прошу учесть, даты событий, происходивших до введения в России Григорианского календаря, приводятся путем прибавления к «старостильной» дате 13 дней…

19 апреля 1904 года. Принято решение царского правительства о создании 2-й Тихоокеанской эскадры, сформированной из всех боеспособных кораблей Балтийского флота и достраивавшихся боевых кораблей, готовность которых могла быть обеспечена к сентябрю 1904 г. Командующим эскадрой был назначен контр-адмирал З.П. Рожественский, занимавший в это время должность начальника Главного морского штаба. Ей предстояло отбыть на Дальний Восток для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры (Порт-Артурской), которой командовал адмирал С.О. Макаров.

Сентябрь 1904 г. Выход 2-й Тихоокеанской эскадры из Кронштадта в Ревель (Таллин) в составе эскадренных семи броненосцев, пяти крейсеров, среди них – «Аврора») и семи эскадренных миноносцев. В октябре того же года был сформирован дополнительный отряд 2-й Тихоокеанской эскадры из незаконченных достройкой кораблей под командой капитана 1 ранга Добротворского в составе двух крейсеров, двух вспомогательных крейсеров и четырех эскадренных миноносцев. Отряд по мере готовности кораблей должен был нагнать 2-ю эскадру в пути. Важное примечание: русское правительство попыталось приобрести у Аргентины и Чили семь крейсеров для усиления 2-й Тихоокеанской эскадры, но ввиду вмешательства Англии, оказавшей давление на обе южно-американские республики, эта покупка не состоялась.

 29 октября — 5 ноября 1904 г. Корабли 2-й Тихоокеанской эскадры в районе Танжера вынуждены были разделиться на два отряда. Одни, у кого позволяла осадка, далее следовали Средиземным морем через Суэцкий канал; другие из-за большой осадки должны были идти вокруг Африки. Местом рандеву отрядов и воссоединение их в эскадру должно было произойти у о. Мадагаскар.

Важное примечание: 1) Во время следования эскадры английские крейсера, следуя в отдалении, наблюдали за движением эскадры до Канарских островов, 2) В декабре 1904 г. царское правительство принимает решение об усилении 2-й Тихоокеанской эскадры и формировании 3-й Тихоокеанской эскадры под командой контр-адмирала Небогатова в составе всех наиболее боеспособных кораблей Балтийского флота, могущих совершить поход на Дальний Восток. 3) Корабли Черноморского флота из-за позиции Англии и Турции оказались запертыми в акватории Черного моря – для них был закрыт проход через Босфор и Дарданеллы.

29 декабря 1904 г. Получено известие о гибели Порт-артурской эскадры после взятия японцами горы Высокой.

25 января 1905 г. Поначалу по замыслу Рожественского (после падения Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры) ближайшей стратегической целью 2-й эскадры должно быть достижение Владивостока посредством прорыва хотя бы части эскадры. Но император Николай II посчитал иначе. В адрес Рожественского им была направлена директива, в которой указывалось, что задача 2-й эскадры «состоит не в том, чтобы с некоторыми судами прорваться во Владивосток, а в том, чтобы завладеть Японским морем».

16 марта 1905 г. Выход 2-й Тихоокеанской эскадры от о. Мадагаскар для дальнейшего следования на Дальний Восток. Переход от Мадагаскара до Малаккского пролива занял 23 дня (до Сингапура) и потребовал пять погрузок угля в океане.

13 апреля 1905 г. Приход 2-й эскадры в бухту Камрань (побережье Вьетнама, Южно-Китайское море). Пройдено кораблями, шедшими кругом Африки, 16600 миль, в среднем 180 миль в сутки при ходе 7,5 узлов. Переход от Мадагаскара до Камранга (4560 миль) совершен в 28 дней. Но уже 26 апреля ввиду требования французского правительства об уходе из бухты Камрань, эскадра переходит немного севернее – в бухту залива Ванфонг. Там в ожидании подхода 3-й Тихоокеанской эскадры Небогатова она была вынуждена по требованию французского правительства два раза выходить из бухты в море и после некоторого пребывания в нем возвращаться обратно, создавая тем видимость соблюдения Францией нейтралитета. И 9 мая эскадра контр-адмирала Небогатова входит в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.

23 мая 1905 г. Последняя погрузка угля 2-й эскадрой. Все броненосцы приняли значительно более чем полный запас угля, так что у броненосцев береговой обороны от перегрузки бортовая броня ушла в воду. И 25 мая эскадра выходит в море навстречу своей гибели… В принципе, русская эскадра могла пройти во Владивосток тремя возможными проливами — Лаперуза (между северной оконечностью острова Хоккайдо, Япония и южной оконечностью о. Сахалин – мысом Крильон, Россия), Сангарским (между японскими островами Хонсю и Хоккайдо, соединяет Японское море с Тихим океаном) и Цусимским (иначе Восточный проход Крузенштерна — юго-восточный проход между островами Цусима и Ики). Рожественский выбирает Цусимский пролив, где 27 мая принимает свой последний бой с эскадрой японского адмирала Того…

18-19 цусимское сражение

Потери России в Цусимском сражении. Всего русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Потери по кораблям: из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами — 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна), из них госпитальное судно «Кострома» было впоследствии отпущено. Интернированы в нейтральных портах до конца войны 6 кораблей (3 бронепалубных крейсера, в т.ч. «Аврора», 1 миноносец, 2 транспорта).

Данные о потерях Японии. По донесению адмирала Того, всего на японской эскадре погибло 116 человек, ранено 538. По данным второго источника, 88 человек было убито на месте, 22 умерло на кораблях, 7 — в госпиталях. 50 инвалидов оказались негодными к дальнейшей службе и были уволены. 396 раненых выздоровели на своих кораблях и 136 — в госпиталях. Данные о потерях по кораблям. Японский флот в результате огневого воздействия потерял только два маленьких миноносца и третий — в результате столкновения с другим японским миноносцем. Из 21 эсминца и 24 миноносцев, подвергшихся огневому воздействию, в 13 эсминцев и 10 миноносцев попали снаряды или осколки, несколько получили повреждения из-за столкновений и навалов.

***

Под действием лавины общественного негодования император Николай II был вынужден уволить от службы своего дядю, главного начальника флота и Морского ведомства генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, который нес личную моральную ответственность за низкую боеготовность и невыгодное распределение флота к началу войны с Японией. Впрочем, увольнение это делалось по «собственному желанию» и сопровождалось «искренней благодарностью» императора, сохранением всех чинов и званий. Был отставлен от должности также и управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф.К. Авелан, занявший, впрочем, эту должность только в 1903 году и мало влиявший на действия флота во время войны.

***

Трагедию Цусимы действительно очень трудно отнести в копилку «славных дел» российского воинства. Но это лишь на самый первый взгляд тех, кто судит «о доблестях, о подвигах, о славе» очень поверхностно. Потому что и в том сражении русские воины все же сумели проявить все свои самые высокие воинские качества. Советские, а затем и российские военные моряки, проходя Цусимским проливом, всякий раз вспоминают о Цусиме и погибших в том сражении русских моряках, опуская на воду траурные венки. Вспомним и мы о них в День 110-летнего юбилея трагедии…

В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года №32­ФЗ установлены следующие дни воинской славы России:

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко­фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 февраля – День защитника Отечества;

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 год);

7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

23 августа – День разгрома советскими войсками немецко­фашистских войск в Курской битве (1943 год);

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);

11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо­татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

4 ноября – День народного единства.

7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование 24­й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко­фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год).

В июне–ноябре 1906 г. в Особом присутствии военно­-морского суда Кронштадтского порта состоялись два процесса по делу о сдаче кораблей 2-­й Тихоокеанской эскадры — миноносца «Бедовый» и кораблей отряда Небогатова. На суде оба адмирала, Рожественский и Небогатов, держались достойно, за спины подчиненных не прятались, стремились взять единоличную ответственность на себя. Флаг­офицер (начальник штаба эскадры) капитан 1 ранга К.К. Клапье­де­Колонг, флагманский штурман полковник В.И. Филипповский, флагманский минный офицер лейтенант Е.А. Леонтьев и командир миноносца капитан 2 ранга Н.В. Баранов признавались виновными в преступной сдаче и приговаривались к смертной казни через расстрел, но с ходатайством суда на имя императора о замене смертной казни на заточение в крепость на 10 лет или о еще большем смягчении.

По окончательному приговору, утвержденному Николаем II, виновных приговорили к исключению со службы без лишения чинов. Смягчающими обстоятельствами признали подрыв физических и нравственных сил офицеров штаба эскадры из­за трудностей похода, нравственное потрясение гибелью многих кораблей эскадры, пребывание на погибающем флагмане броненосце «Князь Суворов» и желание спасти жизнь адмирала. Вице­адмирал З.П. Рожественский был признан невиновным ввиду его неспособности осознавать происходящее из­за тяжелого ранения.

По делу о сдаче «Императора Николая I», «Орла», «Генерала­адмирала Апраксина» и «Адмирала Сенявина» приговоры были строгими. Еще до вынесения вердикта все подсудимые были разжалованы в чинах и уволены со службы. Н.И. Небогатов и три командира кораблей – В.В. Смирнов, Н.Г. Лишин и С.П. Смирнов – были приговорены к расстрелу, но ввиду смягчающих обстоятельств суд ходатайствовал перед государем императором о замене смертной казни на заключение в крепость сроком на 10 лет, что и было утверждено. Еще 4 офицера штаба Небогатова были приговорены к 2—4 месяцам заключения в крепость. Исполняющий обязанности командира «Орла» капитан 2 ранга К.Л. Шведе был оправдан, так как его корабль не мог оказать сопротивления противнику. Впрочем, Небогатов и командиры кораблей были через несколько месяцев досрочно освобождены по решению императора.

  Виктор Богданов

 

 
Статья прочитана 850 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53