Легендарный танк

кошкинВ первые месяцы войны Красная Армия отходила все дальше и дальше на восток, немцам казалось, что еще несколько недель, и они войдут в советскую столицу. Однако нередко среди победных сводок, поступавших в немецкие штабы, нет-нет да и проскальзывала информация такого характера: «…Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34, против которого немецкие противотанковые орудия бессильны». В то время подобные донесения воспринимались противником как досадная случайность. Но время шло, и появление на поле боя Т-34 каждый раз оборачивалось для оккупантов ощутимыми потерями.

«…Русские танки Т-34 показали нашим привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию», – пишет немецкий генерал Э. Шнайдер.

Вот как отзывался о «тридцатьчетверке» один из лучших немецких асов-танкистов Отто Кариус в своей книге «Тигры в грязи»:

«Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас?».

С приходом гласности многие военные историки бросились писать книги о войне, пытаясь переписать историю, уже написанную жизнью. Сколько перед началом войны в нашей армии было танков Т-34? Цифры разнятся от очень скромных нескольких десятков до десятков тысяч. И естественно, такие «писатели» задавали вопрос: как, имея на вооружении такое количество танков, мы умудрились отойти до самой Москвы? А был ли Т-34 действительно лучшим танком Великой Отечественной войны?

Не пытаясь перелопатить историю, мы решили остановиться лишь на сложностях, какие пришлось преодолеть конструктору танка М.И. Кошкину  на пути создания этой легендарной боевой машины. Какой она была в бою? Ответ в цитатах тех, кому пришлось противостоять этим танкам.

Работая над А-20, М.И. Кошкин пришел к выводу, что для увеличения толщины брони, мощности вооружения, повышения проходимости по бездорожью, необходимо отказаться от колесно-гусеничной схемы ходовой части в пользу гусеничной. У Кошкина было много влиятельных противников, выступавших за сохранение колесно-гусеничного движителя. Нескольких коллег Кошкина, танковых конструкторов, органы НКВД арестовали как врагов народа. Тем не менее, несмотря на риск в случае неудачи попасть в жернова репрессий, Михаил Ильич смело, решительно и бескомпромиссно выступил за новый гусеничный движитель.

T-34-and-Red-army-advance

На 17 марта 1940 года был назначен показ в Кремле высшим руководителям страны новых образцов танковой техники. Изготовление двух прототипов Т-34 только-только завершилось.  Спидометры машин отсчитывали первые сотни километров пробега. По действовавшим тогда нормативам пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более двух тысяч километров.

Кошкин лично взял на себя огромную ответственность за этот пробег. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна – два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец», один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников перегона. Часть пути Кошкин сам вел новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье зимой агрегаты работали на пределе, пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки. Но до Москвы будущие Т-34 все же 12 марта дошли. У одной машины вышел из строя главный фрикцион. Его замену осуществляли на танкоремонтном заводе в Черкизове.

И все-таки в назначенный день обе машины перегнали с танкоремонтного завода в Кремль.

По просьбе Сталина механики-водители проехали по площади. Осмотрев «тридцатьчетверки», Сталин одобрительно отозвался о них, назвав новый танк «первой ласточкой».

В апреле сорокового года, возвращаясь своим ходом в Харьков, под Орлом один из танков опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин, уже простуженный, сильно промок. По возвращении в Харьков он, по настоянию врачей, был госпитализирован.

Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи создания Т-34. Танк был рекомендован для немедленной постановки на производство. На 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска «тридцатьчетверки». Михаил Кошкин, несмотря на болезнь, продолжал активно руководить доработкой танка. Главный конструктор работал на износ. Его болезнь внезапно обострилась. Из Москвы срочно вызвали специалиста-хирурга. Больного прооперировали: пришлось удалить легкое. Но это не помогло. Михаил Ильич скончался в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. За гробом главного конструктора шел весь завод.

1 июля 1941 г. ГКО принял первые постановления: №1 — «Об организации производства танков Т-34»!

т-34 в бою

 Любопытный факт. Т-34 и сейчас состоят на вооружении в ряде стран (данные по состоянию на 2010 г., )

Босния и Герцеговина —

Т-34-85 – 5 шт.,

Вьетнам — Т-34-85 – 45 шт.,

Гвинея — Т-34-85 – 30 шт.,

Гвинея-Бисау — Т-34-85 – 10 шт.,

Йемен — Т-34-85 – 30 шт.,

Лаос — Т-34-85 – 10 шт.,

Мали —  Т-34-85 – 21 шт., боеспособность их находится под вопросом.

А началось все с того, что Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА 13 октября 1937 года выдало Харьковскому заводу техническое задание на проектирование среднего танка, изначально носившего обозначение А-­20 или БТ-­20. Изначально планировалось, что новый танк с увеличенной с 13 до 19 тонн боевой массой и новым дизелем В­2 сохранит колесно­гусеничный тип ходовой части, как у прежних моделей БТ.

Чтобы успеть произвести обкатку и намотать необходимый пробег, Михаил Ильич Кошкин принял решение перегнать опытные машины из Харькова в Москву своим ходом. Это было рискованное решение: сами танки являлись секретным изделием, которое никак нельзя было показывать населению. Один факт выезда на дороги общего пользования мог быть расценен, как разглашение государственной тайны. На тысячекилометровом пути не обкатанная, толком незнакомая механикам­-водителям и ремонтникам техника, могла встать из-­за любых поломок, попасть в аварию. К тому же начало марта – это еще зима. Но в то же время пробег предоставлял уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях, проверить правильность выбранных технических решений, выявить достоинства и недостатки узлов и агрегатов танка. 

Андрей ВАРТИКОВ

 

 
Статья прочитана 777 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Контакты

Наименование – сетевое издание «газета-вся-тверь.рф»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 73363 от 24.07.2018 г.

Учредитель – МКУ «ИИЦ «Вся Тверь»

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53