Год литературы: ожидания, надежды, результаты

18-картинкаОт автора

Напомню, что 2015 год объявлен официальным Годом литературы в России. На дворе – начало июля, а значит первая половина тематических «годин» уже миновала. Страна в целом и наша Тверская область в том числе, прожили эти шесть месяцев в ощущении особого отношения к литературе, как к важному социальному фундаменту современного общества. В общем­то, так и подразумевалось: целью проведения этого знакового для всех пишущих и читающих жителей станы отрезка времени должна была стать активная пропаганда художественного слова в масштабах современной России, поддержка сегодняшних писателей, стимулирование издательской деятельности на уровне целого государства и, естественно, на местах. Пришло время немного оглянуться и проанализировать, как мы прожили, а главное, отметили эту половину объявленного Года литературы. Естественно, на примере столицы Тверской губернии.

Хотелось бы чего­-то большего…

18 максим страхов

Местные газеты и телеканалы периодически предлагают зрителям и читателям новостные материалы, касающиеся тематических мероприятий, проходящих в рамках празднования литературных торжеств. И что мы видим: встречи местных поэтов и прозаиков с читателями, тематические литературные вечера, изредка всплывающие пресс-конференции с участием деятелей литературы, скромные акции в стенах библиотек и недавно открытого Дома поэзии Андрея Дементьева. Вот, пожалуй, и весь перечень состоявшихся событий в рамках громогласно объявленного «Года…». По сути – все то же самое, только под заглавием новой эмблемы с профилями Пушкина, Гоголя и Ахматовой.

Если не вдаваться в перечисления проведенных вполне обыкновенных мероприятий, можно заключить, что ничего принципиально значимого и знакового в смысле развития и популяризации литературного творчества и, главное, в призме развития литературного процесса на Тверской земле за эти многообещающие шесть месяцев так и не произошло. Безусловно, творческие встречи, фестивали и презентации – дело нужное и важное. Это является неотъемлемой составляющей литературной жизни Верхневолжья, позволяющей показать народу, что еще не перевелись у нас люди, владеющие словом и желающие это слово донести до читателя. Но, как ни крути, ничего инновационного, принципиально нового и сверхважного в этом списке, увы, не найдешь. Обычная, я бы сказал, рядовая и, в целом, скучноватая и пресноватая культурная жизнь. А хотелось-то чего-то другого – яркого, большого и значимого!

«Плохая погода»

18 год литературы 2

Со стартом Года литературы тверские труженики слова искренне ожидали перемен. Естественно, к лучшему. Чего скрывать, в последнее время творческая братия переживает не самые легкие времена: поэты и прозаики по большому счету варятся в собственном соку, с трудом находят возможности для публикации своих произведений в СМИ. Буквально по крупицам наскребывают финансы для свежих изданий и изредка некоторые из них перебиваются более чем скромной помощью от властей. Так продолжается вот уже более 15 лет с момента окончательного распада Тверской писательской организации, которая еще как­то могла удерживать на плаву литературную жизнь региона. Теперь же нет и этого – наиболее значимые и влиятельные мастера слова либо просто отошли в сторону, либо вовсе ушли в лучшие миры. Литературный процесс оказался, по сути, бесхозным – без авторитетного лидера, который был бы способен продвигать свежие идеи, выбивать нужное финансирование, преодолевать стены равнодушия и непонимания. Оставалась одна надежда на объявленный Год литературы и некоторое оживление в связи с этим. Но, как мы наблюдаем, «полгода плохая погода» на литературном небосклоне Твери. По­прежнему, пасмурно, холодно и от этого грустно…

Безусловно, во многом виноват пресловутый финансовый фактор. Никуда не денешься – в стране кризис, на границах жарко, соседи глядят зверем. Тут не до литературы, в принципе. Но все же зачем тогда было манить куском сахара, ежели он предназначался для других. Объявили Год литературы, пообещали, обнадежили, окрылили, но дальше разговоров дело не сдвинулось. Тем временем, тверской «литературный корабль», когда­то бывший одним из самых крупных и стремительных в стране, давно встал на мель и самое время серьезно об этом задуматься. Хотя бы в Год литературы!..

На мой взгляд, в модуле глубокого кризиса современной тверской литературы есть три основные проблемы, которые требуют самого пристального внимания и осмысления. Именно их нужно решать, чтобы сдвинуться с места хотя бы в отдаленном будущем.

РАСТЯНУТОЕ ОДЕЯЛО

Во­первых, это разрозненность и деконсолидация творческих сил региона. Раньше была единая крупная и авторитетная структура – Тверская писательская организация, которая объединяла, направляла и развивала пишущих людей, давала путевку в жизнь талантливым и способным. Для этого у нее были все возможности – уютное помещение, свое издательство, благоволящие публикациям местные СМИ, крепкие связи с ведущими профессионалами в столицах. И главное – люди, которые могли всем этим хозяйством умело и мудро управлять. Сегодня же мы наблюдаем совсем другие реалии – писательская организация, увы, потеряла свое лицо и могущество, утопает в откровенной беспомощности, ностальгическом причитании и бесконечных склоках и разборках. На ее, отнюдь, унылом фоне, что называется, в параллель, активизируются новые литературные силы, которые выбрали для себя принципиально другие позиции и задачи.

К примеру, ярким пятном в литературной жизни Твери стал созданный более 10 лет назад поэтессой Мариной Батасовой Тверской союз литераторов, представляющий собой региональное отделение Российского союза профессиональных литераторов. Эта организация стала причалом и приютом для многих авангардных писателей и поэтов не только нашей губернии, но и центром притяжения известнейших деятелей литературы современной пишущей России. Чего стоят только фестивали «Из Калинина в Тверь» или «Авант», участниками которых были Юрий Орлицкий, Данила Давыдов, Дарья Суховей и другие. Да, это авангардная и специфическая поэзия, да она далеко не каждому читателю будет близка и понятна, но это безусловный высокий уровень организации литературного процесса, прославляющий Тверскую землю на литературной карте современной России.

Вместе с тем расширяется и все ярче проявляется тверское представительство Союза российских писателей. При солидной поддержке правления этой организации многие годы проходит масштабный фестиваль «Берновская осень», собирающий огромное количество писателей со всей страны. Гостями его в разные годы были Виктор Пеленягрэ, Светлана Василенко, Марина Анашкевич, Владимир Коробов и другие известнейшие деятели литературы. Выпускаемый в рамках фестиваля ежегодный альманах высоко оценен на самых разных уровнях не только в России, но и за рубежом.

Если говорить о современном литературном процессе, нельзя не вспомнить и творческие объединения, не привязанные к Союзам и организациям. «Рассветная звонница», «Струны души», «Иволга», «Клуб литературных начинаний», «Разноголосье»… И в каждом есть свои яркие имена и очень интересные проекты.

Все выше перечисленное, безусловно, хорошо, нужно и важно. Но каждая существующая литературная структура живет самостоятельно и отстраненно от других. Целостной картины чего­то объемного и единого нет. Каждый элемент тянет одеяло на себя, пытается доказать, что только он имеет право на существование, а все остальное не заслуживает внимания и поддержки. В этом главная беда современной тверской литературы. Нужна консолидация и взаимосодействие, необходимо, наконец, научиться слушать и слышать друг друга, а не отъявленно конкурировать и публично бить себя любимых в грудь, называя единовластными профессионалами. А если попробовать объединить силы для совместного движения вперед? Отнюдь, я не призываю возобновлять былой коммунизм и под едиными флагами шагать вперед и в ногу. Нет! Каждый имеет право на саморазвитие и выбор собственного вектора движения. Тем не менее, пора бы уже для единой цели спасения литературного будущего Тверской земли приунять амбиции и проявить элементарное уважение и интерес к тому, что делают твои коллеги. Искренняя поддержка, действенное участие и желание помочь обязательно будут оценены и вернутся бумерангом. В итоге – новая почва для чего­то более значимого и востребованного, что, естественно, привлечет больше самых разнополярных деятелей литературного процесса и, соответственно, ценителей и читателей. А это уже шаг вперед.

ПО СЛЕДАМ «РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ»

19 Русская провинция0010

Вторым логичным шагом, в идеале, должен стать профессиональный журнал, который бы объединил все литературные течения и стал бы основным фундаментом для дальнейшего развития. Каждый пишущий человек, естественно, мечтает достучаться до своего читателя. В этом заключен первозданный смысл любой творческой деятельности. Писать в стол давно никто не хочет, да и никогда не хотел.

Когда­то в Твери издавался журнал «Русская провинция», один из самых популярных и читаемых в стране, который объединял самых разноплановых авторов и помог проложить свой путь в литературу десяткам творческих людей. Это был некий флагман литературной жизни Верхневолжья, публикация на его страницах была констатацией признания таланта и реальным стимулом для роста. Можно по­разному относиться к стилю и редакционной политике издания, но колоссальное значение «Русской провинции» для Тверской земли переоценить трудно. Этот журнал долгие годы был важнейшей объединяющей структурой, эдаким очагом творческой писательской мысли региона. С момента его почти трагического закрытия, во многом, и начался раскол крепкого писательского сообщества.

Понятно и то, что закрытие Областного книжно­журнального издательства, которое прославляло калининскую, а потом и тверскую культуру в масштабах всей страны, стало окончательным симптомом увядания литературной жизни Верхневолжья. Логично, что для реанимации литературного движения сегодня необходимо возрождать и журнал, и издательство. Если последний аспект, естественно, попадает в ранг фантастики, то о литературном журнале, на мой взгляд, сегодня говорить нужно.

Естественно, формату «Русской провинции» уже не суждено воскреснуть, нет среди нас и самого его создателя, прозаика Михаила Петрова. Однако нехватка полноценного профессионального литературного журнала в Твери сегодня ощущается крайне остро. Представители властей, увы, даже не рассматривают эту «журнальную идею», ибо финансирования нет. Тем не менее находятся все же деньги на издания книг отдельно взятым авторам, на выпуск альманахов, областные литературные премии. Все перечисленное, безусловно, важно и нужно, но, если оценивать реальную значимость, то, убежден, имеющиеся денежные средства разумно перераспределить и сообща, при участии всех литературных структур региона, создать­таки крепкий и современный журнал, который вдохнет новую жизнь в литературный процесс.

МОЛОДО – НЕ ЗЕЛЕНО!

Ну и, наконец, третий, не менее важный аспект – поддержка и пропаганда молодежной литературы. В этом смысле очень тревожно прозвучали на одном из круглых столов, посвященных начавшемуся Году литературы, реплики некоторых тверских писателей. Например, искренне уважаемая мной Гайда Лагздынь заявила, что молодым вредно вручать премии и издавать книги, мол, это стимулирует заносчивость, пусть чего­то добьются и опыта житейского наберутся, а потом и о поощрениях помышляют. А председатель писательской организации, профессор Валерий Редькин, чье главное предназначение на руководящем посту должно сводиться, на мой взгляд, в первую очередь как раз к пропаганде молодежной литературы в регионе, вовсе нелицеприятно высказался по поводу единственного в Твери молодежного литературного проекта «Омоним», в рамках которого молодым авторам издаются книги. По его мнению, выпущенные в качестве поощрения в обозначенном конкурсе сборники, не являются столь же профессиональными, как произведения членов возглавляемой им организации, поэтому не заслуживают права на жизнь. Не буду много рассуждать по этому поводу, но напомню Валерию Александровичу, что по итогам публикации 10 поэтических сборников, двух молодых авторов приняли в Союз писателей России, одного рекомендовали для вступления в Союз российских писателей, три издания номинированы на различные литературные премии, одна книга удостоена премии «Родник», еще один сборник – общероссийской премии им. М. Булгакова. Это так, между прочим, для информации.

19-замена

Но удивляют даже не эти, ретроградные реплики бронзовеющих в собственных глазах деятелей, а общая тенденция – высокомерное и уничижительное отношение к молодому творческому поколению. Неужели не понятно, что происходит стремительное вымирание творческой интеллигенции в Твери, не очевидно, что нужно обновлять редеющие и мельчающие ряды писательских сообществ новыми авторами, максимально раскрывать потенциал молодых, воспитывать, наконец, новое поколение, которому предстоит продолжать славные традиции и осуществлять движение вперед?

На мой взгляд, всесторонняя поддержка молодежной литературы, вовлечение новых авторов в писательских процесс, всяческое способствование творческого роста начинающих поэтов и прозаиков – вот наиважнейшая задача и главная цель всех и каждого, кто озабочен настоящим и будущим тверской литературы. На это не стоит жалеть средств, времени и сил, ибо результат не заставит себя долго ждать. Нужно только начать. Ну, или, хотя бы, продолжить уже начатое, может быть на ином, более высоком и профессиональном качественном и количественном уровнях. Но пока же финансирование проекта молодежной литературной премии «Омоним» приостановлено. Организаторы пытаются найти помощь неравнодушных людей со стороны, готовых откликнуться. Хотя бы в Год литературы…

НЕ ТЕРЯЯ НАДЕЖДЫ…

Вот такой мне видится оценка прожитого «литературного полугодия». Хорошая и цельная идея, направленная на реальное изменение творческой ситуации в регионе, увы, пока не оправдывает ожидания. Однако впереди еще шесть цельных месяцев, в течение которых, быть может, что­то сдвинется в мертвой точки и мы увидим­таки реальные дела и долгожданные перспективы. Кто знает, может быть именно эта публикация кому­то в чем­то поможет… Дай­то Бог!

Татьяна ВИНОКУРОВА 19 Татьяна Винокурова

Поэтесса, музыкант, исполнитель собственных песен, лауреат множества литературных и музыкальных конкурсов, автор дебютной книги стихов «Компас» (2015 г.) г. Тверь.

***

Не сутулься. Спину прямо,

Носом к небу, стиснув зубы,

Не ища высоких смыслов

В этой брошенной стране.

Политически расстроен,

С поэтическим настроем,

Шире шаг – не так­то просто

Быть с поэтом наравне.

 

Выводи свои творенья

В едких розовых тетрадках

И дроби дестроем воздух.

Не сутулься. Это рок!

Мерь шагами коридоры

И лови на крышах солнце,

И насаживай рефреном

Дни, как петли, на крючок;

 

Поливай себя из кружки

В ледяной от лета ванной,

Грей кастрюльку на помывку

(Голь на выдумку хитра!)

И живи, перебиваясь

От халявы до халявы:

Что ни песня – курсовая,

Что ни строчка – то глава.

 

Припеваючи ведь проще

Открывать ключом скрипичным

Неподъёмные засовы –

Хорошо, когда поёшь!

Человек на праве птичьем

В этом мире существует,

Но тем самым так чертовски

Он на иволгу похож…

 

***

Фонарный луч разрезал пол

на части света.

Я подбираю на гитаре слово «солнце».

Я возомнил себя последним

 мракоборцем.

 

Железно­синие подушечки на пальцах

Хранят печать единственной

 не изменившей.

С ладоней сонных вдруг

сольётся соль о бывших

 

Ночах, где гнулся под прицелом

позвоночник,

А люди жизнями и светом

торговали.

Бренчало солнце медяком

в чужом кармане.

 

Кульком горошинок­событий

стало время.

Не наступи – уже под стол

скатились прошлым…

Но больше мне нельзя терять

 таких горошин.

 

 

МАКСИМ СТРАХОВ, член Союза российских писателей

 

 
Статья прочитана 637 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Комментарии к записи "Год литературы: ожидания, надежды, результаты"

Посмотреть последние комментарии
  1. Очень правильная и своевременная статья!!! Молодец автор! Очень правильные вещи высказал — нет в Твери настоящей литературы, потому что писателей нет настоящих. Они все вымерли от безнадеги! Властям нет дела до литературы, а все что для галочки делается, делается только для галочки, а не для писателей и читателей. Пора прислушаться к умному мнению!!!

  2. Статья честная, грамотная. Полностью согласна, что авторитет тверских писателей упал сейчас. Многие приходят на мероприятия только тогда, когда сами выступают. Остальные — им не интересны. А ведь стать хорошим писателем можно только тогда, когда будешь оценивать свое творчество относительно к другим творениям, чувствовать актуальные темы, современное развитие русского языка. Знаю, что многие работники культуры хотят помочь молодым писателям — и финансово и информационной поддержкой (что иногда бывает важнее), но в рамках существующих законов, правил, распоряжений и законодательств — просто не могут. Вот поэтому и в Союзе писателей России в Москве знают из тверских писателей только Валерия Александровича Редькина, с его статусом. И больше — никого…

  3. Восхищаюсь смелостью и прямолинейностью автора этой статьи! Ни единого слова опровергнуть не могу! Все — правда, которую мы, увы, видим и чувствуем. Молодец, Максим, не в бровь, а — в глаз! Литературу в Твери опустили до уровня междусобойных встреч и читок своих произведений друг другу. Никакого развития и анализа литературной жизни не происходит, нет ни серьезных изданий, ни крупных литературных проектов с привлечением известных и широкочитаемых писателей. Господин Редькин пустил все на самотек, разогнал от себя тех, кто мог ему возражать, принял в Союз откровенных графоманов, не представляющих из себя ничего. Не писательская организация, а кабак какой-то. Там о литературе никто не думает, только склоки. В этом автор статьи абсолютно прав. ОЧЕНЬ ПРИЯТНО И ЦЕННО, что молодые люди типа Максима Страхова активно заявляют свою абсолютно обоснованную позицию.Такие люди должны и могут рулить литературным процессом! В авторе этой своевременной и правильной статьи, на мой взгляд, есть все — правильное видение проблемы, конкретные пути решения её, возможности и аргументация, а главное — литературный талант, который все ярче проявляется в публикациях и книгах. Молодец, Максим! Важное и нужное дело затеваешь! Надо спасать литературу, а не ныть и причитать. Пора объединяться для чего-то крупного и большого!!!

  4. До сих пор не давал ни одного комментария, но сейчас удержаться не смог. В Союзе писателей России секретарем является наш земляк из Бежецка Геннадий Иванов. Ранее он дружил с Владимиром Захаровичем Исаковым и хорошо знал ситуацию в Тверской области.
    Надо бы предложить Страхову Максиму собрать молодых писателей и поэтов пока города Твери, пригласить Геннадия Иванова и обсудить ситуацию в Тверской писательской организации.
    Тверские авторы сейчас пишут книги не благодаря власти и писательской организации, а вопреки им, поэтому они не замечают этих авторов. Я, например, удивился, какой резонанс произвела моя книга «На пути в Калос-Лимен» здесь, в Крыму. Когда же написал в Твери «Откровения отставного чиновника» в 2012 году, ее вообще постарались не заметить и о ней нигде не вспоминать.
    А современные литературные критики выступают в роли ретушеров для покойников. Они восхваляют творчество умерших, не говоря ничего о живущих, ни положительного, ни отрицательного.
    Мы, старички, не входящие в Тверскую писательскую организацию, поможем тебе, Максим Страхов. Может, войти в какую-то альтернативную Российскую писательскую организацию или реанимировать действующее отделение. Согласен, надо объединяться ради нормальной литературы.

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53