Учимся учиться в академической гимназии

17 post-596-0-92486800-1366012681Михайло Ломоносов, решив учиться, взял с собой из Холмогор в Москву, помимо рубах и тулупа, лишь «Арифметику» Магницкого да «Грамматику» Смотрицкого, которые называл «вратами учёности». Леонтий Магницкий тоже вышел из народа, с юных лет работал с отцом на пашне, но его дядя, архимандрит Нектарий, был устроителем Ниловой пустыни близ Осташкова и богатой библиотеки при ней. Леонтий охотно читал и разбирал всё мудрёное и трудное. А в 1703 году из печати вышла «Арифметика, сиречь наука числительная», исключительно важная для русского народа. Так «Арифметика» Магницкого поддержала стремление Ломоносова учиться.

Тверская земля по-прежнему обильно рождает «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Их желание продолжать образование в университетских центрах объяснимо. Как сделать так, чтобы будущие Магницкие и Ломоносовы не расходовали зря невосполнимый ресурс – время? В Тверском государственном университете придумали. Здесь работает Академическая гимназия, самое молодое подразделение вуза. Свою историю она отсчитывает с сентября 2012 года. Её миссия определяется статусом классического университета, учредителем которого является Российская Федерация. Не случайно главным праздником академических гимназистов является Всероссийский день лицеиста (19 октября).

Педагогический стаж директора гимназии Сергея Смирнова – 25 лет. Он кандидат юридических наук. Его заместители – преподаватель высшей категории Елена Каутуш и кандидат наук Кристина Бойцова. Продолжая лучшие традиции российского гимназического образования, базируясь на потенциале университета, гимназия готовит обучающихся, в первую очередь, для поступления в вузы.

Вот что говорит гимназистка Анастасия Козлова:

— Прежде я училась в Оленинской средней школе. В семье у нас двое детей: мне — 16, брату — 9 лет. Мама работает методистом в Информцентре районного ДК. Папа – лесничий, летом всегда на пожарах, постоянно взаимодействует с МЧС. Визитная карточка Оленинского района — педагог-новатор XIX века Сергей Рачинский, создатель авторской школы в селе Татево. Я дважды побеждала в районных олимпиадах по обществознанию. Была корреспондентом школьной редколлегии, освещала жизнь своего гимназического класса. Как солистка танцевального коллектива «Пируэт» в районном Дворце культуры, я с особенным удовольствием исполняла народные танцы. Занималась и в театральном кружке: играла Риту Овсянину в спектакле «А зори здесь тихие» по пьесе Бориса Васильева. Из литературных героев более всех нравится Миледи из «Трёх мушкетеров» Дюма, бывшая жена Атоса. Её надо понять, обвинения в её адрес нередко напрасны. Она прекрасный психолог, эрудированна, знает два языка, историю. У нее остался сын, верный её памяти, да и она по-своему была верна кардиналу, в другую эпоху она поднялась бы высоко. Я приехала в Тверь, потому что хочу повысить уровень экономико-правовых знаний, получить по этому профилю высокий балл. И английский – проблема, хочу подтянуть. Здесь хорошие педагоги, всё знают и понимают. Екатерина Игоревна Абрамова – знаток литературы. Право преподает Александр Александрович Жидков, знает, пожалуй, статьи всех законов. Поступать буду, скорее всего, в отечественный вуз.

 Татьяна Соколова приехала из села Верхняя Троица, родины всесоюзного старосты Михаила Калинина:

— Верхнетроицкая школа слывет образцовой, ничего плохого сказать о ней не могу. Но в настоящее время в ней уже нет параллельных классов, учительский коллектив тает на глазах. Оставшиеся учителя становятся «универсальными», преподают несочетаемые предметы, один и тот же преподаватель может учить и литературе, и математике. А мне интересны оба предмета, а также русский язык! Мой любимый автор – Есенин. Но педагоги боятся выйти за рамки школьной программы. В результате страдает качество преподавания. Раньше я ходила в ДК в театральный кружок, играла вместе с братом эпизодические роли в сказочных инсценировках. К сожалению, сельский ДК закрыт на ремонт, все кружки прекратили существование. Сама научилась играть на пианино, могу сыграть что-то из классики, но чаще играю для души. Все взвесив, я решила учиться в Академической гимназии. Инициаторами были родители, хорошо отзывались о ней. И вот я в Твери. Сначала опасалась, что одноклассники негативно отреагируют, но они оказались и «продвинутыми», и дружелюбными. Учителя общительные, имеют понятие о теме, поэтому нравится и предмет, и процесс обучения. Здесь индивидуальный подход каждого учителя к каждому ученику. Непредвзятость, все на равных условиях, никого не волнует, кто где родился и откуда пришел. Знаю, что бывает разочарование в выборе учебного заведения, но такого не случилось. Мое представление совпало с реальностью. Есть возможность развиваться. Конечно, от родителей многое зависит, они играют ключевую роль в судьбах своих чад. Родители мои – обыкновенных профессий: папа — прораб, мама – главный бухгалтер. А для меня – опора и поддержка, я благодарна им. Я выбрала экономико-правовой профиль. Знаю, что будет возможность выбрать вуз, утвердиться в профессии. Качественная профориентация — это тоже одна из причин перехода сюда. Не уверена, что могу сравниться с Ломоносовым: тот тянулся к знаниям, я же – к познанию собственного потенциала, могу рационально мыслить. Но тоже не желаю останавливаться, стремлюсь двигаться дальше к новому и неизведанному. Не хочется идти по накатанной дороге, да на ней и конкуренция велика. Возможно, непроторенный путь будет тяжелей, но разве не закаляют нас трудности? В жизни для карьерного роста важен первый шаг, моя задача — научиться ему здесь.

 ***

Гимназия представлена несколькими профилями: гуманитарным, экономико-правовым, физико-математическим. Учат и воспитывают университетские преподаватели с богатым опытом работы со школьниками. В их числе: доценты, кандидаты наук Станислав Крестинский, Екатерина Абрамова, Светлана Бабий, Ольга Копкарёва, Татьяна Усачёва, Ирина Черных, преподаватель Наталья Красножёнова.

Мы в учительской. Беседуем с Екатериной Игоревной Абрамовой — преподавателем литературы, в основном, русской, классической, XIX — XX веков. Екатерина Игоревна — классный руководитель, точнее, тьютор. Это не совсем классное руководство: тьютор — ближайший советник и помощник во всех затруднениях, на практике соединяет личностное содержание и академические идеалы. Тьютор определяет и советует учащимся и родителям, каким предметам уделять первостепенное внимание, как выполнять задания, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к экзаменам. Учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор».

Помня высказывание Д.И.Менделеева: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего», — Екатерина Абрамова на первое место ставит гимназические часы, выделенные на общение с детьми. Чтобы помочь гимназистам в самоопределении, на уроках проводятся круглые столы совместно с приглашенными руководителями. Важны и общегимназические мероприятия с участием деятелей науки, культуры, администрации города, областного правительства. Помогает и центр социально-психологической поддержки ТвГУ, проводит тестирование.

— Я тверичанка, коренная. – рассказывает Екатерина Абрамова. — Окончила 43-ю школу и наш университет, в котором преподавали Игорь Владимирович и Лидия Павловна Фоменко, Елена Николаевна Брызгалова, Людмила Николаевна Скаковская, Валерий Александрович Редькин, он же — мой руководитель аспирантуры. А Людмила Николаевна – мой научный руководитель как дипломной работы, так и диссертации, посвященной костюму и его функциям в художественном произведении. В гимназии ведется систематическая, по разработанной мною программе индивидуальная подготовка к сочинениям. Гимназисты пишут сочинения как домашние, так и классные: в 10-м классе – от 8 до 10 сочинений, в 11-м – пять-шесть сочинений. В программу текущего учебного года включена так называемая аттестация – своеобразный допуск к ЕГЭ. В декабре 2014 года все выпускники, обучающиеся в 11-м классе, напишут итоговое сочинение по предложенным темам по пяти тематическим блокам. Как правильно распределить время работы над сочинением? Мы отрабатываем понимание тем и выбор концепции раскрытия темы. Согласитесь, это очень важно, жизненная компетенция.

Гимназисты ведут исследовательскую работу, стараясь, чтобы она отвечала критерию новизны. Одаренным детям создаются условия для развития и раскрытия их творческого потенциала. Конференция «Война 1812 года: контексты времени» – первая, в которой участвовали молодые исследователи-гимназисты. В прошлом году две гимназистки, Анастасия Позднякова и Виктория Громова, обратясь к творчеству Лермонтова в связи с 200-летием со дня его рождения, успешно выступили на конференции «Шаг в будущее». А в позапрошлом году Елизавета Сайко исследовала текст чеховского «Вишневого сада», подготовила доклад для студенческой конференции, и он не остался незамеченным. Доклады девушек войдут в «Сборник слова» студенческих и аспирантских работ филфака ТвГУ.

— Дебюты, дебюты, — продолжает Екатерина Абрамова, — поэтому сложно и учащимся, и учителям. Но интересно. Ведущий критерий – это самостоятельность. Минувшим сентябрем в рамках цикла «Исследовательский марафон» проведена конференция «Конституция РФ: роль в нормативном регулировании общественных отношений». А еще гимназисты участвуют в студенческих научно-практических конференциях на историческом, экономическом, филологическом факультетах, в городском конкурсе рефератов. Многие ребята уже открыли счет своим научным публикациям: вышли из печати первые сборники работ гимназистов.

Визитная карточка гимназии – международные и межкультурные коммуникации. Ежегодно организуются учебно-ознакомительные визиты в зарубежные вузы. В прошлом году гимназисты побывали в Германии и Польше, посетили вузы Варшавы и Вроцлава. В апреле 2013 года доктор Кари Сюнберг из Финляндии провел семинар для преподавателей гимназии. Неотъемлемая часть образовательного процесса — воспитательная работа. Она пронизывает все учебные занятия, дополнительное образование, экскурсии, внеклассные мероприятия. Духовно-нравственное воспитание ориентировано на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Неслучайно гимназисты побывали уже на Бородинском поле и в Ниловой пустыни.

Как подразделение вуза со 140-летней историей, гимназия сильна традициями. В ней прививают корпоративную культуру университета, но вместе с тем создают новые традиции. В гимназии традиционно проводятся Дни знаний; учителя; открытых дверей; здоровья, науки, новогодний бал-маскарад; интеллектуальный марафон.

Регулярно проводятся родительские собрания. Родители с удовольствием участвуют во внеучебной воспитательной работе, вовлекаются в учебный процесс. С 2013 года в тесном содружестве с педагогическим коллективом и родителями работает Совет Академической гимназии — гарант формирования нового представления о качестве образования и его открытой, прозрачной внешней оценки.

 Игорь МАНГАЗЕЕВ

 

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 1355 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Телефон: (4822) 41-56-53